Беседы о фотомастерстве

Казалось бы, частность, формальный
момент, а снимки получаются более условными, теряют значительную долю своей
убедительности и живописности. Про такие снимки говорят, что на них не воспроизведена
фактура предметов и поверхностей.
Работа с фактурами - вопрос чрезвычайно важный в творчестве фотографа.
Реалистическое изображение человека, элементов пейзажей, деталей интерьера и пр.
связано с передачей фактур действительного мира. Воспроизведенные на снимке, они
увеличивают сходство изображения с оригиналом и дают возможность зрителю,
рассматривающему снимок, составить верное и полное представление о предмете и объекте
съемки. Фактурность изображенных предметов во многом усиливает живописные качества
снимка.
Фактуры в различных случаях могут быть переданы по-разному. Иногда они
изображаются в полную силу, как, например, на фото 50. Этот характерный портрет не
только допускает подробную проработку строения кожи, но и во многом выигрывает именно
при такой ее передаче. В других портретных работах структура кожи лица передается
значительно мягче (см., например, фото 80) и, связанная с общим изобразительным
решением снимка, становится важным компонентом картины. С особой мягкостью передана
фактура на фото 72. Нежные линии скульптурного портрета и белью тона материала (гипс)
подсказали фотографу и светлую тональность снимка и тонкую проработку материала.
Фактура, следовательно, может быть передана на снимках в самых различных
рисунках - от оптически четкого и подробного (см. фото 50) до очень мягкого,
недеталированного (см. фото 72), где она не столько непосредственно рассматривается,
сколько угадывается зрителем. И все же здесь есть ее точные приметы. Исчезнут они -
исчезнет и характер материала, пропадет объемно-пластическая форма скульптуры, и все
изображение станет плоским, безжизненным.
От этой крайности - полного исчезновения фактуры - следует особо предостеречь
фотографа. А вслед за этим и от другой ошибки - нарочито подчеркнутого изображения
поверхностного строения. Подобно тому как ритм, ставший в снимке самоцелью, или
композиционный прием, излишне обнаженный, разрушают образный строй снимка и
демонстрируют лишь формальное мастерство, так и фактура, выдвинутая на первый план,
заслоняет собой главную мысль фотографа.
Освещение фактур. Для передачи характера поверхности предметов на
фотографическом снимке решающее значение имеет соответствующее их освещение. При
освещении матовых фактур с мелкой, неразличимой глазом поверхностной структурой
следует учитывать их свойство отражать свет диффузно. Благодаря такому отражению и
мельчайшему, не воспринимаемому глазом строению поверхности фотографируемые предметы
нуждаются в особо тонкой световой отработке. В этих случаях светом очерчиваются
складки, изгибы, грани объемных форм, что обогащает рисунок тональными переходами,
исключает однообразие тона, возникающее на плоскостях с матовой поверхностью.
При освещении матовых фактур требуется особо точная дозировка света и точность
экспозиционного расчета.

Сайт создан в системе uCoz