Беседы о фотомастерстве

При избытке света или передержке поверхностное строение
предмета на снимке полностью исчезает, а сами освещаемые поверхности становятся
однотонными, или, как говорят, забитыми светом. При этом зачастую теряется и пластика
объемных форм, объект на снимке становится плоским, изображение - невыразительным.
Предметы вместо свойственных им в жизни светлых тонов на снимке приобретают белизну
самой фотобумаги.
Чтобы выявить строение крупноструктурных и шероховатых поверхностей, следует
освещать их косыми пучками направленного света, как бы скользящими по предметам.
Такой свет обрисовывает выпуклости и впадины шероховатых поверхностей, на
микрорельефе которых образуются мельчайшие освещенные и теневые участки,
подчеркивающие их структуру.
Освещение шероховатой поверхности светом, падающим на нее по нормали или под
малыми углами, а также освещение ее рассеянным светом не дает возможности показать на
снимке характерные особенности данной фактуры. В этом случае одинаково ярко
освещаются и выпуклости и впадины, вследствие чего рельефность поверхности
сглаживается и фактура на снимке теряет свои главные признаки.
При освещении глянцевых фактур следует учитывать даваемое ими смешанное
отражение и то обстоятельство, что на освещаемой поверхности под определенными углами
образуются блики, иногда совсем мягкие, иногда более яркие, но всегда хорошо
заметные. Здесь также необходим направленный свет, косые световые пучки. Только они
выявляют эту фактуру. Угол падения светового потока будет определяться в зависимости
от того, насколько ярким мы хотим получить блик. Напомним, что максимальную яркость
он приобретает при зеркальном угле отражения. Во избежание образования слишком ярких
бликов свет желательно смягчить, например перекрыть осветительный прибор марлевой
сеткой. Возникает также необходимость применять наряду с направленным еще и
рассеянный свет, повышающий общую освещенность поверхности по всей ее площади и тем
снижающий контраст между тоном поверхности и бликом.
При съемке со специальными осветительными приборами нахождение углов падения
световых пучков, благоприятных для отработки глянцевой фактуры, представляется
задачей легко разрешимой. При съемке на натуре или в интерьере при заданных условиях
освещения эти углы могут быть учтены лишь соответствующим выбором точки съемки.
Наиболее сложны в смысле световой отработки и воспроизведения на снимке фактуры
зеркальные. Яркие жесткие блики в местах зеркального отражения луча и самого
источника света и очень незначительная яркость других участков освещаемой поверхности
(вследствие отсутствия диффузной составляющей в отраженном свете) приводят к
возникновению высокого интервала яркостей, трудно воспроизводимого на
светочувствительных материалах. Изображение получается высококонтрастным, состоящим
из забитых светом бликов и почти черных поверхностей, часто передаваемых с сильной
недодержкой.
Такое изображение дает совершенно неправильное представление о фактуре предмета.
Полированный или никелированный металл, зеркало и пр., которые в действительности
воспринимаются глазом как светлые, блестящие, на фотографическом снимке получаются
темными, почти черными.

Сайт создан в системе uCoz