Беседы о фотомастерстве

Объемная форма при этом деформируется, приоб-
ретает специфический вид и порой становится неузнаваемой на снимке.
Геометрически она строится объективом правильно и искажений в этом
смысле не претерпевает. Но изображение получается настолько необыч-
ным и непривычным для глаза, что мы оцениваем его как искаженное.
По отношению к нашим жизненным впечатлениям оно таким и является.
Возможно, вы встречались со случаями съемки портрета с очень близ-
ких точек. Такие снимки, как правило, оказываются неудачными. Все
идет в строгом соответствии с известными вам закономерностями линей-
ной перспективы: ближние к фотоаппарату части лица (нос, подбородок)
изображаются в укрупненном масштабе, отдаленные - в более мелком.
Пропорции лица оказываются нарушенными, и объемно-пластическая îÓÚÓ 109
форма претерпевает серьезные изменения. Близкие точки при съемке портрета обычно возникают в связи с тем, что фото-
графа привлекает укрупненное изображение лица человека. Но, как видите, излишнее приближение фотоаппарата влечет за
собой серьезные ошибки.
С каких расстояний мы получаем достаточную крупность изображения? Вполне удачно в этом смысле построено фото 109
(А. Полынников "Своя точка зрения"): хорошая крупность плана, отсутствие перспективных искажений. Безопасным оказы-
вается здесь расстояние 1,2 м. Съемка велась объективом "Гелиос-44" с фокусным расстоянием 58 мм, при размере кадрово-
го окна 24 х36 мм. Для достижения необходимой крупности потребовалось относительно небольшое кадрирование снимка
при проекционной печати.
Съемка с более отдаленной точки, то есть в меньшем масштабе с расчетом на последующее многократное увеличение
снимка, не всегда дает хороший результат, поскольку большая степень увеличения и выпечатка только части изображения
несут с собой технические несовершенства (уменьшение степени резкости, повышенную зернистость и пр.).
Правильнее всего применять для съемки портрета длиннофокусные объективы, позволяющие получать достаточную круп-
ность плана с удаленных точек. Разница в расстояниях до ближней и более удаленной части лица получается совсем незна-
чительной, и объемно-пластическая форма перспективной деформации не подвергается.
Центральное положение фотоаппарата по отношению к объекту. Такие точки съемки часто встречаются у начинающих
фотографов, видимо, потому, что дают гарантию: объект обязательно попадет в кадр! Известно, что перспектива кадров,
снятых с центральных (по смещению и по высоте) точек съемки, как правило, ослаблена. Центральные точки, нормальные
по высоте, мало пригодны для передачи объемов, особенно если речь идет об архитектурных формах зданий, интерьеров и
пр.
Дальше мы увидим, что часто невыгодность центральной точки компенсируется световым рисунком и изображение полу-
чается достаточно объемным за счет освещения Но, конечно, выразительный линейный рисунок, поддержанный еще и све-
тотенью, обеспечивает большую выразительность, чем одно только освещение
Близка к центральной точка съемки на фото 43 а.

Сайт создан в системе uCoz