Беседы о фотомастерстве

Вот почему при
освещении лампами накаливания синий цвет ощутимо темнеет, приближаясь к черному.
Можно привести еще множество примеров изменения цветов в зависимости от цветности освещающего их света. Но
главная закономерность ясна: бестеневое освещение в жизни встречается относительно редко, а светотень
непременно трансформирует цвета. Цвета меняются также в зависимости от освещения их различными источниками
света. Именно эти обстоятельства и рождают множество разнообразных цветовых тонов и переходов, обогащают
красочную палитру и лишают цвет локальной кричащей яркости.
Можно ли и нужно ли в фотографии отказываться от следования этим жизненным закономерностям? И стоит ли во
имя точного воспроизведения цветов отказываться от богатейших художественно-живописных возможностей в
работе над гармонией колорита фотографической картины? Теперь-то мы легко отвечаем: нет, конечно. Но, как
видите, к такому понимаю освещения в цветной фотографии пришли не сразу. Поиски тормозились не только
известной робостью в обращении с новым изобразительным средством, но и несовершенством первых негативных
фотоматериалов, их низкой светочувствительностью, малой фотографической широтой. Однако боялись не просто
технической ошибки— недодержки в тенях (она действительно недопустима), но малейших перепадов в уровнях
освещенности, светотени как таковой, хотя даже и несовер262 шейные пленки были в состоянии воспроизвести
определенный интервал яркостей. Так что решающими оказывались именно художественные представления,
установки творческие.
И получилось, что, приобретя новое изобразительное средство— цвет, фотография на некоторое время утратила
другое не менее активное средство— свет. Светотень необходима для передачи объемов, пространств, фактур,
пластических форм предметов и существующих в природе разнообразных эффектов освещения. Отказ от
светотеневого рисунка в цветном снимке приводит к утрате все перечисленных элементов изобразительности.
Но возникает вопрос: не мешает ли энергичная светотень достижению гармонии цветовых сочетаний и
колористическому завершению снимка? Мы можем опереться здесь на опыт живописи. Посмотрите с этой точки
зрения на лучшие произведения русской и мировой реалистической живописи, отличающиеся исключительной
стройностью и гармоничностью колорита, и вы увидите, что в большинстве из них имеется светотень и
воспроизводится определенный эффект освещения со всеми его особенностями.
Более того, можно утверждать, что выразительно построенный эффект освещения, сохранение в картине присущей
ему раскладки светотени способствуют соединению цветов в единый колорит. Цвета, яркие и насыщенные в
непосредственной близости к источнику света, темнеют и затухают в отдалении, так как в тени они менее
различимы, а в глубокой тени и вовсе воспринимаются как ахроматические тона.
При общем равномерном освещении объекта это соединение цветов отсутствует, и они, ничем не связанные друг с
другом, в большинстве случаев вносят в картину пестроту и кричащую яркость.

Сайт создан в системе uCoz