Беседы о фотомастерстве

Ничего
нельзя и убавить в этом снимке без того, чтобы не исчезла нужная, важная подробность. Лаконично по изобразительному
решению и фото 70. По существу, в кадре четко виден только главный объект изображения - чайка. Мягкий размытый фон
дан очень обобщенно, в деталях не рассматривается.
Так в искусстве фотографии присущими ему изобразительными средствами решается задача лаконичности фотографичес-
кой картины, являющаяся одной из центральных проблем композиционного творчества.
Кадрирование при съемке и печати. Во время съемки объектив аппарата может быть направлен на объект правее или не-
сколько левее, оптическая ось иногда принимает горизонтальное положение, иногда наклонена вверх или вниз, аппарат мо-
жет быть установлен ближе к объекту или дальше от него. В зависимости от этого угол зрения объектива охватывает раз-
личные части предметного пространства, а границы кадра меняют свое положение. Для того чтобы снимок получился изоб-
разительно интересным и завершенным по композиции, очень важно найти правильное положение границ кадра, оставляю-
щих вне снимка все лишнее. Нахождение этих границ - один из творческих приемов построения фотографической картины.
Границы хорошо скомпонованного снимка занимают строго определенное положение и, как правило, обусловлены разме-
щением материала в пределах поля кадра, его общей композицией. Очень часто при этом границы снимка как бы опираются
на фигуры и предметы, находящиеся у краев кадра, они-то и удерживают линии рамки кадра в устойчивом положении.
Поясним сказанное примером, обратимся к фото 71 (Н. Софьин "Старое и
новое"). Границы снимка устойчивы, возможность их произвольного смеще-
ния исключена. Почему? Каждая сторона рамки кадра имеет свою опору.
Так, левая и верхняя границы опираются на изображение строительных кра-
нов, правая граница - также на один из кранов и на фигуру всадника, ниж-
няя граница обусловлена положением всадника и линией тени. Попробуем
раздвинуть границы снимка. Может быть, мы и найдем новый вариант ком-
позиции, но для этого понадобятся другие изобразительные опоры, в про-
тивном случае добавятся лишь незаполненные пространства у краев изобра-
жения. Попробуем сдвинуть границы к центру картинной плоскости. Это
оказывается невозможным, так как начинает уходить из кадра очень важный
и нужный материал, детали, через которые раскрывается тема старого и но-
вого.
Конечно, не во всех случаях ограничение пространства принимает именно
такие формы. Мы знаем, например, что по движению, повороту фигуры,
взгляду человека часто оставляется свободное пространство и в этой части
граница кадра далеко отступает от подвижного элемента композиции. Тем не
менее положение линии рамки кадра здесь логически обосновано и вполне
устойчиво. И только плохо скомпонованный или случайный кадр оставляет
возможность свободно перемещать его границы. Иногда новые варианты,
найденные зрителями, являют собой более строгую композицию, чем та, ко-
торая была предложена автором снимка.

Сайт создан в системе uCoz