Беседы о фотомастерстве


Попробуем проследить за ходом рассуждений фотографа, работающего над этой темой.
Архитектура Москвы... Здесь на площади возвышается высотное здание - характерное соору-
жение современности. Значит, оно должно стать главным в кадре. Можно вписать его в гори-
зонтальный формат. Но тогда придется отойти очень далеко. В этом случае в кадр войдет мно-
го второстепенного материала.
Формы высотного здания лучше впишутся в вертикальный формат. Тогда можно снимать с
более близкой точки и рамка кадра срежет все лишнее. Внимание зрителя легче будет сосредо-
точить на главном объекте изображения. Но слишком близкая точка приведет к тому, что объ-
ектив придется направить на здание под значительным углом. Возникнут подчеркнутые пер-
спективные сходы вертикальных линий. С одной стороны, это вроде хорошо: перспектива под-
черкнет громадную высоту здания. Однако осторожно! Очень близкая точка приведет к обра-
зованию непривычного перспективного рисунка здания, и попробуй тогда узнай на таком
снимке (фото 18) строгое и стройное архитектурное сооружение!
Конечно, здесь не следует вести съемку короткофокусным объективом - он еще больше уси-
лит перспективные сходы и приведет к полному искажению архитектурных форм.
Правда, поначалу может показаться, что на снимке слишком много фантазии автора, из-
лишне оригинален линейный рисунок... Но ведь он не дает зрителю никакого представ-
ления об объекте съемки.
Сделаем вывод: в реалистическом искусстве оригинальный рисунок используется для
создания художественного образа, а не для разрушения реальных форм. И фантазия не
может быть полностью оторвана от действительности.
Свет... Необходимо найти такое направление падения солнечных лучей, которое обеспе-
чит появление светотени, выгодно обрисовывающей формы, рельефы, отделку архитек-
турного сооружения. Свет, падающий на здание со стороны фотоаппарата, передний свет,
не решает поставленных задач; при таком освещении светотень в кадре отсутствует. И
выступы, и углубления получают одинаковую освещенность, передаются на снимке од-
ним тоном. Это значит, что объемы и архитектурные формы в фотографическом изобра-
жении потеряют свое третье измерение, здание на снимке станет плоским, что и получи-
лось на фото 19.
Обязательно нужна светотень, а она возникает при боковом направлении солнечного
света. Когда появится боковой свет для выбранной точки съемки? Только во второй поло-
вине дня, не раньше трех часов. Значит, нужно изменить точку съемки, поискать другое
световое решение. Может быть, придать зданию силуэтную форму, попробовать снять
при контровом или задне-боковом свете?
Но вот какой вопрос здесь следует продумать. При съемке высотного здания в кадре до-
вольно много места занимает небо. Какой тональностью оно будет передано на снимке?
Ведь на фотографии безоблачное небо выглядит скучно, однотонно. Его белизна ничем не напоминает
глубокой синевы небосвода. А сегодня небо даже не синее, оно затянуто белой молочной дымкой.
Хорошо трансформируют тон неба светофильтры.

Сайт создан в системе uCoz