Беседы о фотомастерстве

Что увидел фотограф в жизни?
Начало зимы... Лодки, подготовленные к зимовке, засыпанные первыми снегопадами... А что видит на снимке зритель?
Сначала четкие линии ограды, расчерчивающие кадр по вертикали. Уже во вторую очередь - рисунок в верхней части изоб-
ражения, своеобразный орнамент. В конце концов зритель догадывается, что рисунок этот образован сочетанием реальных
предметов - лодок.
Отчетливо видна работа автора над композиционным заполнением поля кадра: лодки, находящиеся в верхней части, сопо-
ставляются с линией, идущей по низу снимка, и это рождает ощущение равновесия. Можно отметить также строгую гра-
фичность рисунка, высокий контраст тонов. Но только из всего этого еще не складывается художественная картина: снимку
недостает дыхания жизни, настроения, размышлений. А ведь фотограф имел все возможности не только показать белизну
снежного покрова, но и дать почувствовать холод зимы, мягкую бесшумность снегопада. Ничего этого нет в нашем снимке,
îÓÚÓ 6
и броскость внешнего рисунка, естественно, не восполняет таких серьезных просчетов.
Вот почему фото 7, при всей технической и изобрази-
тельной грамотности выполнения, остается только хо-
рошо слаженным упражнением по композиционному
решению кадра.
Но до уровня художественной картины снимок не
поднимается, поскольку здесь ставится акцент лишь на
линейном рисунке кадра, а не на существе, содержании
этюда - не на характерных чертах картины природы,
времени года или настроения человека, наблюдающего
картину наступившей зимы. Схематичность рассмот-
ренного кадра становится еще более очевидной при
сравнении его со снимком 7 а (А. Федоров “Выпал
снег..."). Здесь - та же тема и очень близкий сюжетный
материал. Но насколько глубже, эмоциональнее, живо-
писнее эта картина, как верно в ней схвачено состояние
природы, каким настроением она наполнена! А по точ-
ности, слаженности линейного рисунка кадр не только
ничем не уступает фото 7, но и превосходит его: линей-
ная структура здесь и более сложна и более органична для темы и сюжета.
Нам могут возразить: но, возможно, только линейный ритм и интересовал автора фото 7? Так оно и было, конечно. Мы и
говорим о формальном подходе к творчеству: фотограф зафиксировал лишь внешние формы, ритм линий, контраст тонов. А
вот автор фото 7, а использовал эти же средства и приемы для того, чтобы изображение стало поэтической картиной зимы.
Впрочем, удивительно не само возникновение в творчестве фотографа и в его учеб-
ной работе подобных снимков, все содержание которых исчерпывается тем или иным
четко отработанным изобразительным приемом. Удивительно другое. Как правило,
фотограф не останавливается и не задерживается на технических достижениях и
очень скоро начинает понимать, что правильно использованная глубина резкости и
точно установленная диафрагма объектива не цель творчества, а лишь средство созда-
ния художественной картины. Но вот сочетание тонов или линий в кадре, рисунок
светотени, своеобразность линейного строя при съемке сверху или снизу порой надол-
го забирают в плен все внимание фотографа, и день за днем он с увлечением делает
снимки, целиком посвященные изобразительным приемам и их разработке.

Сайт создан в системе uCoz