Беседы о фотомастерстве


Документальность, следовательно, не исключает художественности, хотя, конечно, не всегда они совпадают и далеко не каждый
документальный снимок становится образным, обобщающим.
Как и другие виды искусства, фотоискусство имеет свою специфику, только ему присущие особенности. Но в нем отчетливо
проступают свойства, характерные для искусства в целом. Например, анализируя картину, созданную художником-живописцем, говорят о
творческом замысле, о смелости изобразительной трактовки сюжета, о композиционной завершенности живописного полотна, о колорите
картины, о своеобразии манеры письма художника. Точно так же при анализе произведений фотоискусства и фотожурналистики с
полным правом говорят о творческом замысле фотографа, о трактовке темы снимка, о композиционной завершенности кадра, о колорите
цветного изображения, о своеобразии творческого почерка. Индивидуальность фотохудожника проявляется как в выборе тем и сюжетов,
так и в найденных решениях, озаренных его творческой фантазией. Эти решения органически связаны с объективной реальностью, с
фактами действительности.
Но, несмотря на эту прямую связь с фактом, в подлинно художественном произведении изображается не то, что лежит на поверхности
явления. Фотоискусство призвано исследовать, вскрывать закономерности жизни, правдиво и эмоционально рассказывать о явлениях и
событиях, оценивать их, или, как говорил В. Белинский, "выносить им свой приговор".
îÓÚÓ 8
Композиция снимка - одно из изобразительных средств фотографии. Как и любой вид искусства, фотография имеет свои
изобразительные средства, система которых сложна и многообразна. Но несомненно, что одним из главных средств изобразительного
решения темы является композиция снимка.
В переводе с латинского термин "композиция" означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение
изображения, установление соотношений отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном счете единое целое -
завершенное и законченное по общей геометрии кадра, линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Понятие "композиция" относится ко всему изобразительному строю снимка, учитывает смысловые нагрузки, размещение фигур и
предметов на картинной плоскости, направление происходящего в кадре движения, ход и ритм основных линий рисунка,
распределение светотональных масс, перспективу фотоизображения. Вернемся еще раз к фото 8. Как оно скомпоновано?
Анализировать композицию здесь практически невозможно, поскольку никакого композиционного замысла у фотографа не было. На
это указывает разбросанность деталей, отсутствие их взаимосвязи, неслаженность изображения, его пестрота, перегруженность
деталями.
Зрителю трудно воспринять такой снимок. Не ясно, что здесь заинтересовало фотографа, на что именно хотел он обратить наше
внимание. Материал, который мы видим на снимке, не разобран: что в этом сюжете является главным и что второстепенным? А раз
это не выяснено, то не удивительно, что в кадре нет смыслового и изобразительного акцента на главном, сюжетно важном элементе
картины.

Сайт создан в системе uCoz