Беседы о фотомастерстве


В этих снимках можно увидеть то совершенно белое поле кадра, прочерченное при-
чудливыми линиями теней, ломающихся на рельефе снежной поверхности, то размы-
тое изображение, где становятся полностью нерезкими и исчезают реальные формы
фигур и предметов, то ошеломляющий зрителя линейный рисунок, образовавшийся
вследствие острого ракурса. Да мало ли что еще увидишь среди подобных учебных
упражнений! Это не оговорка. Снимки, единственным содержанием которых являются
подобные изобразительные приемы, всегда остаются учебными упражнениями, как бы
мастерски они ни были выполнены.
В подлинно художественном снимке прием никогда не становится целью творчества,
а всегда является средством раскрытия творческого замысла и используется для выра-
жения содержания, для создания художественного образа.
Но чтобы осмысленно и свободно пользоваться системой изобразительных средств
фотографии, необходимо изучить и освоить их столь же полно и всесторонне, как в
свое время была изучена и освоена техника фотографии.
О художественном мастерстве фотографа. Оно невозможно без совершенного владения техникой. К нему ведет также
изучение изобразительных средств и приемов. Однако смысл и значение художественного мастерства состоят в том, чтобы
найти в жизни типические и яркие ее проявления, воплотить жизненные наблюдения в образах, использовать вое возможно-
сти и средства фотографии для полного, глубокого раскрытия содержания произведения.
В художественных снимках фотограф должен использовать и светотень, и острые ракурсные построения, и контрасты, и
мягкие переходы тонов. Эти работы будут совершенны по технике. Но зритель увидит и оценит не световые пятна и линей-
ные сходы как таковые, а правдивые картины жизни, типические характеры, ярко, выпукло, живописно воспроизведенные
фотографом. А удачно использованные ракурс и тональность тоже заслужат высокой оценки, однако лишь потому, что
именно с их помощью фотограф правдиво и художественно раскрыл содержание, тему, найденный сюжет снимка.
Итак, к художественному мастерству в фотоискусстве ведут как бы три ступени. Первая из них - освоение техники фото-
графии. Вторая - изучение системы изобразительных средств фотоискусства. Третья, высшая - собственно художественное
творчество, которое связано с мировоззрением художника, с глубоким постижением жизни и отражением ее явлений в худо-
жественном произведении средствами искусства.
Однако здесь же следует сказать, что такое деление на ступени носит характер чисто условный и делается в целях мето-
дических, учебных. В процессе художественного творчества содержание, изобразительное решение темы и техническое вы-
полнение замысла неразрывны и находятся в прочной диалектической взаимосвязи. По сути дела, композиционный рисунок
кадра возникает в тот момент, когда автор находит сюжетный центр своей темы и разрабатывающие этот сюжет второсте-
пенные детали, а тональная собранность снимка самым тесным образом связана с экспозиционным расчетом.
Однако, занимаясь анализом изобразительного решения темы фотоснимка, неизбежно приходится разлагать сложное це-
лое - законченную фотокартину на ее элементы, простейшие составные части.

Сайт создан в системе uCoz