Беседы о фотомастерстве


Положительные примеры показывают, что в этом смысле плоскость снимка преодолима: фотоизображение должно произ-
водить впечатление объемного, и таким оно воспринимается в хорошо выполненных снимках.
Чтобы научиться передавать объемную форму фигур и предметов на снимке, следует ясно представить себе, при каких ус-
ловиях объемы воспринимаются наиболее полно.
Что способствует восприятию объемов? В разных случаях мы неодинаково видим объемные формы предметов и фигур.
Если геометрическое тело - куб - повернуть к зрителю одной стороной и установить его на уровне глаз, наблюдатель увидит
только одну эту сторону. Она представляет собой плоскость, и по одной такой проекции трудно составить представление об
объемной форме предмета.
Опустите куб ниже или поднимите выше уровня глаз. В обоих случаях становится видимой еще одна сторона куба, еще
одна из плоскостей, ограничивающих этот объем, верхняя или нижняя. Видны также и грани, уходящие от глаз наблюдателя
в глубину. Возникают элементы перспективного рисунка. Теперь можно составить значительно более ясное суждение об
объемной форме предмета.
При сумеречном освещении объемы различаются плохо. Скрадывает их форму и общее рассеянное освещение пасмурного
дня. Невыразителен рисунок фигур и предметов также и при направлении основного светового потока от фотоаппарата, спе-
реди по отношению к объекту (фронтальное освещение). Но зато убедительно очерчивают объемную форму направленный
свет, падающий на предметы с бокового или задне-бокового направления, а также световые пучки, направленные на объект
сверху или снизу и создающие отчетливую форму светотени.
Линейная перспектива и изображение объемов. Говоря о том или ином повороте куба но отношению к глазу наблюдате-
ля, а также о выборе точки наблюдения, мы, по существу, говорим о возникновении перспективного рисунка предмета. По
аналогии с перспективным изображением пространственной протяженности объекта можно заключить, что линейная пер-
спектива является одним из средств передачи объемов на плоскости снимка.
Куб, повернутый к зрителю одной своей стороной, потому и кажется плоским, что в этом случае отсутствуют элементы
перспективного рисунка. Мы не видим других плоскостей, ограничивающих объем, измененных перспективой, не видим и
сходящихся в отдалении граней. Понятно, почему появление в поле зрения наблюдателя второй стороны куба и его граней
делает изображение объемным: зритель видит их в перспективе, которая способствует очерчиванию объема.
Перспективное изображение объемных предметов может быть различным: на характер изображения объемной формы вли-
яет выбранная точка съемки, по-прежнему здесь одинаково важны расстояние между объективом и объектом съемки, высота
установки фотоаппарата, направление оптической оси объектива. И, ко-
нечно, решающее значение приобретает свет, рисунок светотени и ее
контрасты.
Съемка с близких точек. Мы уже знаем, что очень близкое положение
фотоаппарата к предмету съемки влечет за собой резкое изменение пер-
спективного рисунка.

Сайт создан в системе uCoz