Беседы о фотомастерстве


Для фото 29 (А. Варфоломеев "Целинная быль") автор тща-
тельно отобрал материал и получил четкую композицию. На
главном объекте изображения - тональный акцент: темные
фигуры отчетливо рисуются на ярком белом фоне. Но не в
этом главная удача автора. Не в лаконичности композиции и
не в силе акцента здесь дело. А в том, что эти средства по-
могли фотографу живописно нарисовать правдивую картину
жизни, передать один из ее динамических моментов.
Итак, расстановка акцентов тесно связана с осмыслением материала. И световой или тональный акцент - это прежде всего ак-
цент смысловой.
Неудачное смещение акцента на второстепенное. Но бывает порой, что в погоне за
броским и оригинальным рисунком автор усиливает не главную, а второстепенную де-
таль композиции. В этом случае рисунок кадра, может быть, и приобретает необычность,
но лишь чисто внешнюю. Глубины и художественности такое композиционное решение
картине не придает.
Например, трудно понять содержание и смысл фото 30. Зато сразу видно, что снимок
сделан с большим нажимом на чисто формальные приемы - броский композиционный
рисунок и эффектное световое построение. Акцент здесь пришелся на второстепенный
элемент композиции - свечу. Она вынесена на передний план, масштабно преувеличена,
воспроизведена ярким белым тоном. А человек? Он отодвинут в глубину кадра, дается в
сильной нерезкости. На что же здесь предлагается смотреть? Вероятно, на свечу...
Или, может быть, на формальные приемы заполнения кадра, ведь они так настойчиво
демонстрируются?! Но так ли уж это интерес-
но?
Два равнозначных элемента композиции.
В построении фото 31 есть некоторое своеоб-
разие.
Человек находится на переднем плане, ри-
суется укрупненно, в результате чего стано-
вится особо приметным. Но ту же активность
имеет и фон - рисунок его очень отчетлив,
контрастен. Таким образом, два компонента картины приобретают равное изобрази-
тельное значение. А ведь они далеко не равнозначны по существу. Конечно, фон дол-
жен был потерять свою подчеркнутую графич-
ность, как бы отступить в глубину и стать лишь
второстепенным элементом. Сейчас снимок пере-
гружен деталями, теряет лаконичность и компози-
ционную стройность. К тому же активный рису-
нок фона отвлекает внимание зрителя от смысло-
вого центра, и главная часть кадра перестает быть доми-
нирующей по отчетливости рисунка.
И все же акцент одновременно на двух элементах ком-
позиции возможен. В каких случаях? Да вот, например, он
совершенно закономерен на фото 32. Ведь оба компонен-
та картины, на которых здесь поставлено ударение - дети
и изображение атомной бомбы - равно важны для раскры-
тия этой темы. Именно их сопоставление и говорит зрите-
лю: "Нет - войне!" - таково название снимка (автор А. Но-
сов).
О единстве приемов. Рассмотрим еще один снимок -
фото 33 (Г. Дрюков "Октябрь"). Точка съемки выбрана
так, что в кадр входит только материал, раскрывающий тему осени. Ближе всего к месту уста-
новки фотоаппарата оказалась группа деревьев, которая, естественно, изображена крупно.

Сайт создан в системе uCoz