Беседы о фотомастерстве


Но известно, что рядом с такими протокольными работами в фотографии существуют совсем другие, подлинно художественные
снимки, где предметный мир становится лишь материалом, из которого извлекается глубокий смысл и выстраивается особая
композиционная структура. Документальная же природа фотографии закладывает в нее огромный объем информации, но не
отторгает от художественных форм. Недаром о фотографии нередко говорят как о мире фактов и мире поэзии. Есть множество
примеров, когда строго документальный фоторепортаж становится образной публицистикой. Так что оценку возможностям
фотографии следует давать не по протокольным снимкам. Нужно понять неоднородность, многообразие жанров, видов, форм
современной фотографии и, ведя теоретические рассуждения о фотоискусстве, иметь в виду раздел художественной фотографии и
образные, художественные снимки. Опираясь на эти работы, мы ответим на вопрос, поставленный в начале этого раздела:
фотография в состоянии решать самые высокие художественные задачи, создавать подлинные произведения искусства.
Проблема, касающаяся двух начал фотографии - документального и художественного, долгое время казалась неразрешимой.
Выход, правда, находили, и притом простейший: репортаж, где документальность заявляла себя особенно ярко, попросту отторгали
от фотоискусства. Говорили: каждому свое, фотоискусству - обобщающая сила образного строя, фоторепортажу - сила факта,
убедительность документа. Однако творческая практика разрушила эти границы. Документальная фотография заговорила языком
искусства, репортажные снимки - языком образной публицистики. Факты стали получать художественное осмысление, появились
новые определения: "документальная романтика", "поэтика документализма" и пр.
Теперь можно сделать некоторые выводы. Фотографическое изображение становится копией натуры, протоколом, если аппарат и
другая съемочная техника находятся в руках неумелого фотографа или ремесленника. Если же фотоаппарат - в руках человека,
понимающего задачи и возможности фотографии, владеющего мастерством, снимок становится художественной картиной
действительности, дающей зрителю и познание мира и эмоциональное впечатление. Там, где все передоверяется технике и человек,
нажимающий спусковую кнопку затвора аппарата, считает, что резкое изображение - это уже хороший снимок, скорее всего,
получится только фотографическая копия натуры.
Фотограф-художник отыскивает в пейзаже, жанровой сценке, в событии прообраз своей будущей картины. Найденный в жизни
материал уже не бездумно фиксируется на пленке, а изображается, и притом - в определенной трактовке, зависящей от художественных
взглядов, мировоззрения, вкусов художника. Решающее значение приобретает сознательный отбор материала, осмысление фактов,
отношение художника к явлениям действительности, его умение разобраться в жизни, найти типические и характерные черты,
акцентировать на них внимание. Так в документальном по своей природе фотоискусстве рождаются художественные произведения.

Сайт создан в системе uCoz