Беседы о фотомастерстве

Но на снимке все линии шли бы парал-
лельно границам кадра, уже не устремляясь в глубину, и перспектив-
ный рисунок изображения при этом крайне ослабился бы.
Но фотограф нашел такую точку съемки, которая позволила объекти-
ву увидеть и линии сходов и сокращение масштабов колонн в глубине.
Он сознательно отыскивал перспективный рисунок изображения.
Как мы воспринимаем пространство в жизни? Мы знаем, что из двух
фигур, имеющих одинаковые размеры, та находится дальше, которая
наблюдателю кажется меньшей. Если смотреть вслед уходящему поезду, он становится все меньшим и меньшим, и мы понима-
ем, что поезд удаляется от нас. Известно, что ширина колеи рельсового пути строго одинакова на всем протяжении. Но вот мы
встали между рельсами, смотрим по направлению их укладки и видим, как в отдалении рельсы словно сближаются, устремля-
ются к одной точке.
Возьмем какое-нибудь простейшее геометрическое тело, например куб. Повернем его так, чтобы прямо перед нами оказалась
одна из плоскостей, ограничивающих этот объем. Посмотрим на грани куба, направленные в глубину. Будет заметно, как со-
кратились их линейные размеры по сравнению с истинными.
Линейная перспектива. Все эти явления объединяются общим понятием линейной перспективы, и теперь можно сформули-
ровать ее основные закономерности: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные ли-
нии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза
наблюдателя, кажутся короче, чем в действительности.
Восприятие человеком пространства связано с этими реальными проявлениями линейной перспективы. Ее создают оптичес-
кие характеристики глаза, она является привычной пространственной категорией.
Перспектива в жизни отнюдь не те точно вычерченные линии, их сходы и сокращения, которые мы видим на чертеже или в
эскизе художника. Эти линии просматриваются и в пейзаже и в пересечениях городских улиц, но, во-первых, они образованы
îÓÚÓ 86
îÓÚÓ 87
сочетаниями и взаиморасположением конкретных фигур и предметов, а во-вторых, здесь очень важны и другие обстоятельст-
ва. Ведь одно дело - перспектива безлюдной улицы на восходе солнца, и совсем иное - та же перспектива улицы, расцвеченной
вечерними огнями, шумной, людной, наполненной движением. И главные сложности подстерегают фотографа не в решении
геометрии рисунка, а в сохранении на снимке эмоциональной окраски пейзажа и любого другого объекта съемки.
Линейная перспектива - одно из средств создания иллюзии пространственности фотографического изображения. Фото 86 ка-
жется таким плоским именно потому, что здесь нет даже намека хотя бы на один из известных способов изображения прост-
ранства. Не наблюдается масштабного сокращения предметов в глубине. Нет в кадре и линий, сходящихся в отдалении и спо-
собствующих передаче пространства.
А фото 87? Теперь понятно, почему оно кажется значительно более пространственным. Посмотрите, как соотносятся мас-
штабы колонн, находящихся на переднем плане и в конце аркады.

Сайт создан в системе uCoz