Беседы о фотомастерстве

Листок оказался в центре
кадра, совмещается с краном в глубине. Теперь снимок легко кад-
рируется слева, левую границу кадра можно передвинуть вправо
до силуэта крана. Чтобы стабилизировать рисунок композиции,
ветку следовало расположить несколько левее.
Степень резкости переднего плана. Все рассмотренные приме-
ры показывают, что передний план в большинстве случаев рисует-
ся резко. Распределение резкости подсказывается жизненным опы-
том человека: то, что находится близко, видно очень отчетливо, а
детали удаленных предметов различаются с трудом. И тональная
перспектива обусловливает именно такое соотношение ближних и удаленных предметов.
Вопреки этим закономерностям на фото 101 получен совершенно нерезкий передний
план (ветви дерева), резкий второй план (колокольня) и достаточно отчетливая глубина
кадра (высотное здание). Что же получается в результате? Размытые ветви дерева стано-
вятся мешающим композиционному рисунку пятном. Пространство на снимке передано
плохо. Оно и без того ослаблено длиннофокусным объективом ("Таир-3") - масштабы
изображения второго и дальнего планов почти одинаковы, - да еще и распределение рез-
кости по планам неудачное.
Фотографы могут попробовать повторить этот снимок с иной ориентировкой глубины
резко изображаемого пространства: полная резкость на переднем плане, достаточная рез-
кость - на втором и потеря резкости - в глубине. Они увидят, насколько более простран-
ственным станет такое изображение.
Заметим, однако, что есть положительный момент в использовании здесь нерезкого пе-
реднего плана: ветка удачно перекрывает яркое безоблачное небо, что помогает сделать
снимок более собранным в тоне.
Освещение переднего плана. Большинство многоплановых композиций показывает,
что передний план обычно дается притемненным (см., например, фото 97). В одних слу-
чаях предметы переднего плана освещены менее ярко, чем глубина кадра, в других пе-
редний план образован деталями композиции, имеющими темную тональность. Это, ко-
нечно, не случайность. Прием подчеркивает естественную тональную перспективу, а при
отсутствии воздушной дымки служит единственным средством создания перспективы
тонов.
Ярко освещенный передний план и притемненная глубина, то есть размещение тонов на снимке вопреки их естественному
распределению в пейзаже, лишает изображение пространственности. Мы уже видели эту ошибку на фото 87.
Однако среди разнообразных по решениям фоторабот можно встретить и такие, где световой акцент приходится именно на
передний план. Более того, эти снимки могут хорошо раскрывать содержание, быть интересными по композиции и тонально-
му рисунку, но только они не будут пространственными. И появляются такие композиции там, где фотограф ищет плоскост-
ное решение, или тогда, когда главное в кадре оттеняется темным или притемненным фоном.
В частности, думается, что автор фото 86 не стремился к пространственности снимка. Он увидел интересное сочетание за-
снеженных елочек и высоких темных елей и построил снимок на этом сопоставлении тонов, раскрывающем красоту зимнего
леса.

Сайт создан в системе uCoz