Беседы о фотомастерстве

Именно такой пестротой и
навязчивостью цвета часто отличались первые цветные снимки.
В современной цветной фотографии свободно и естественно возникает тот характер светового рисунка, какой
фотограф считает наилучшим для решения данной темы. Эффект освещения, возникающий на объекте или
специально построенный при павильонной съемке, воспроизводится со свойственными ему контрастами, раскладкой
светотени, силой света и глубиной теней. Можно увидеть на приведенных в этой книге цветных снимках, сколь
разнообразны сегодня их световые решения.
«Натюрморт с ромашками» А. Бушкина (5) снят при мягком солнечном свете, главный объект изображения и фон
близки по уровню освещенности. В другом его натюрморте— «Апельсины» (8)— объект резко контрастирует с
темным фоном, так как для съемки использован направленный боковой свет.
В портретах В. Малышева светотень то более мягка, то
выражена энергично в зависимости от того, какой из
световых рисунков соответствует характеру снимаемого
человека и особенностям его лица.
В пейзажах А. Бушкина встречается чрезвычайно тонкая
градация тонов, такая, какой мы ее видим, например, в
работе «Михайловское» (6). А в снимках И. Тункеля —
«Джезказган» (3) и Дм.Бальтерманца — «Красноярская
ГЭС» (2) использованы удивительно живописные, но
вместе с тем совершенно реальные световые эффекты.
И когда мы рассматриваем все эти живописные
фотокартины, разве у нас возникает мысль о том, что
одни цвета здесь воспроизведены близкими к
спектральным, а другие претерпели большие изменения в
результате своеобразия светотеневого или
светотонального рисунка? Такой мысли не возникает по
той причине, что изменения эти естественны, мы хорошо
знакомы с ними в жизни и радуемся их удачному
использованию при создании художественных
произведений искусства фотографии.
Таким образом, становится совершенно очевидным, что
одно из главных изобразительных средств фотографии —
свет полностью сохраняет свое значение и активную роль
при цветной съемке. При работе с искусственным светом общий уровень освещенности на объекте несколько
повышается в соответствии со светочувствительностью негативных фотоматериалов. С учетом меньшей
фотографической широты этих материалов уменьшается интервал яркостей на объекте и снижаются контрасты
светотени. Но это— лишь количественные и чисто технические уточнения освещения, и на художественные
принципы светового решения снимка они влияния не оказывают. Но, разумеется, и все художественные поиски
эффектов освещения идут в рамках определенных технических требований. Например, недодержка по теням, лишает
негатив необходимых копировальных плотностей, что действительно приводит к большим цветоискажениям,
появлению цветных вуалей, то есть к полному техническому браку.
Примеры светового решения цветных снимков. Натюрморт А. Бушкина «Апельсины» (8) снят в комнате у окна
при естественном дневном освещении, которое обеспечило получение очень объемного рисунка, для чего обычно
требуется точный направленный свет.

Сайт создан в системе uCoz