Беседы о фотомастерстве


При съемке портретов чаще всего пользуются именно привычным верхним светом. Основной осветительный прибор, от
которого зависит характер рисунка светотени, как правило, направляется на лицо спереди и сверху, или сбоку и сверху, или
сзади и сверху.
Но хотя и редко, все же встречается в портретной съемке и нижний свет. Распределение светотени в этом случае становит-
ся очень своеобразным. Посмотрите на фото 109: там, где мы привыкли видеть света - на лбу, носу, щеках - сейчас оказыва-
ются полутени; а там, куда обычно падает тень - в глазных впадинах, под носом и подбородком - мы видим яркие света.
Такое непривычное распределение светотени нуждается в логичном обосновании. Его может дать содержание снимка,
особая трактовка темы, видимый в кадре источник света. А чем обоснован нижний свет на фото 109? Для решения темы фо-
тографу был необходим энергичный акцент на глазах ребенка, и он получает этот акцент именно с помощью нижнего света.
Сам источник света при его нижнем положении отражается в глазах, освещенными оказываются и глазные впадины.
Интересно здесь построена схема света. Позади ребенка находится окно, и дневной свет очерчивает контуры фигуры. Ли-
цо освещено светом, отраженным от зеркала, помещенного внизу перед
фотоаппаратом. В глазах ребенка мы видим его отражение. На зеркало на-
правлен свет обычной настольной лампы. Лицо от прямого света лампы за-
щищено и освещается только нижним светом, отраженным зеркалом. Под-
светка теней обеспечена рассеянным дневным светом, всегда имеющимся в
комнате.
Схема света в известном смысле представляет интерес для фотолюбите-
лей: в обычных домашних условиях, без специальных осветительных при-
боров, получено очень своеобразное световое решение портрета, хорошо
отрабатывающее объемно-пластическую форму лица ребенка.
Ошибки в распределении тонов. Вернемся еще раз к рисунку шара на
плоскости. Как художник распределяет тона, выявляя объемную форму? С
одной стороны он располагает яркие света, с другой - обозначает тени и
постепенно сгущает их. Образовались мягкие гармоничные тональные пе-
реходы от белого к темному.
А как работает над этой проблемой фотограф? Автор фото 113 (Л. Фоми-
чев, "Этюд освещения") распределил тона на модели с помощью соответст-
вующего освещения, они мягко затухают от яркого блика слева к глубокой
тени справа. Результат - живописный световой эффект, объемное, пластич-
ное изображение.
îÓÚÓ 112
îÓÚÓ 113
А теперь посмотрите, что получилось на фото 114. Основной источник света направ-
лен на лицо слева и сзади. Контровой свет образовал на лице блики высокой яркости,
которые и являются основой светового рисунка. Такой свет иногда называют ключе-
вым. Термин означает, что все освещение лица строится на этой основе, или в этом
ключе.
По соседству с бликами контрового света, как мы видим, образовалась тень, вполне
естественная для данного светового рисунка. Есть основания предполагать, что тень
будет постепенно сгущаться слева направо, как это было на фото 113.

Сайт создан в системе uCoz