...
При съемке портретов чаще всего пользуются именно привычным верхним светом. Основной осветительный прибор, от
которого зависит характер рисунка светотени, как правило, направляется на лицо спереди и сверху, или сбоку и сверху, или
сзади и сверху.
Но хотя и редко, все же встречается в портретной съемке и нижний свет. Распределение светотени в этом случае становит-
ся очень своеобразным. Посмотрите на фото 109: там, где мы привыкли видеть света - на лбу, носу, щеках - сейчас оказыва-
ются полутени; а там, куда обычно падает тень - в глазных впадинах, под носом и подбородком - мы видим яркие света.
Такое непривычное распределение светотени нуждается в логичном обосновании. Его может дать содержание снимка,
особая трактовка темы, видимый в кадре источник света. А чем обоснован нижний свет на фото 109? Для решения темы фо-
тографу был необходим энергичный акцент на глазах ребенка, и он получает этот акцент именно с помощью нижнего света.
Сам источник света при его нижнем положении отражается в глазах, освещенными оказываются и глазные впадины.
Интересно здесь построена схема света. Позади ребенка находится окно, и дневной свет очерчивает контуры фигуры. Ли-
цо освещено светом, отраженным от зеркала, помещенного внизу перед
фотоаппаратом. В глазах ребенка мы видим его отражение. На зеркало на-
правлен свет обычной настольной лампы. Лицо от прямого света лампы за-
щищено и освещается только нижним светом, отраженным зеркалом. Под-
светка теней обеспечена рассеянным дневным светом, всегда имеющимся в
комнате.
Схема света в известном смысле представляет интерес для фотолюбите-
лей: в обычных домашних условиях, без специальных осветительных при-
боров, получено очень своеобразное световое решение портрета, хорошо
отрабатывающее объемно-пластическую форму лица ребенка.
Ошибки в распределении тонов. Вернемся еще раз к рисунку шара на
плоскости. Как художник распределяет тона, выявляя объемную форму? С
одной стороны он располагает яркие света, с другой - обозначает тени и
постепенно сгущает их. Образовались мягкие гармоничные тональные пе-
реходы от белого к темному.
А как работает над этой проблемой фотограф? Автор фото 113 (Л. Фоми-
чев, "Этюд освещения") распределил тона на модели с помощью соответст-
вующего освещения, они мягко затухают от яркого блика слева к глубокой
тени справа. Результат - живописный световой эффект, объемное, пластич-
ное изображение.
îÓÚÓ 112
îÓÚÓ 113
А теперь посмотрите, что получилось на фото 114. Основной источник света направ-
лен на лицо слева и сзади. Контровой свет образовал на лице блики высокой яркости,
которые и являются основой светового рисунка. Такой свет иногда называют ключе-
вым. Термин означает, что все освещение лица строится на этой основе, или в этом
ключе.
По соседству с бликами контрового света, как мы видим, образовалась тень, вполне
естественная для данного светового рисунка. Есть основания предполагать, что тень
будет постепенно сгущаться слева направо, как это было на фото 113.