Беседы о фотомастерстве

И не следует забывать о главном: ведущее значение всегда остается за содержанием
картины.
Поэтому-то чаще всего бывает невозможным ответить на лобовые вопросы такого порядка: какой объектив является наилучшим
для фотосъемки? Под каким углом следует направлять основной световой поток на лицо человека при портретной съемке? И т. д.
Одна тема находит свое образное решение в широком общем плане и требует применения короткофокусного объектива. В другом
случае необычайно красноречивой оказывается деталь и сверхкрупный план и необходим телеобъектив... Поток переднего рассе-
янного света создает тончайшие тональные переходы и светлую тональность, часто рождающие живописное решение в женском
портрете; в других случаях портретной съемки необходим поток направленного, например верхнего, света... Список рецептов, пе-
речень элементарных рекомендаций немыслимы в искусстве... Формирование композиционного центра - лишь одно из звеньев,
лишь начало сложного творческого процесса.
îÓÚÓ 38
îÓÚÓ 39
БЕСЕДА ПЯТАЯ
О принципах заполнения картинной плоскости
Представление о снимке как о картине. В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений - фотография только
осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых фотографов-художников находило опору в за-
конах живописи. Еще тогда родилось направление развития фотоискусства, которое позже теоретики назвали "картинной фотогра-
фией". Это направление живет, развивается, приобретает черты современного и сегодня объединяет в себе такие жанры, как стан-
ковый павильонный портрет, натюрморт, классический пейзаж. Многие из этих произведений стали классикой. И по тематике,
принципам решения смысловых и изобразительных задач, композиционным формам, колориту, живописности действительно близ-
ки к параметрам изобразительного искусства.
Вместе с тем современная фотография в таких ее видах и разделах, как событийная съемка, репортаж, жанровая тематика, давно
приобрела собственные, присущие только ей особенности содержания и изобразительных структур. Здесь ничто уже не напомина-
ет классической живописи.
И тем не менее очень важно, чтобы фотолюбитель в своей учебной практике привил себе представление о фотоснимке как о ху-
дожественной картине и о прямоугольнике видоискателя или матового стекла фотоаппарата как о картинной плоскости, в пределах
которой необходимо "нарисовать", скомпоновать будущую картину. Термин "картина" применяется здесь, конечно, в специфичес-
ком для фотографии смысле. Это, разумеется, не прямая аналогия с изобразительным искусством и не перенос в фотографию его
законов и структур. Здесь есть лишь одна параллель: фотограф, как и художник-живописец, не копирует действительность, он тво-
рит ее по законам своего искусства.
Итак, не спешите щелкать затвором. Такая поспешность приводит к появлению множества случайных снимков, подобных фото
40. Авторы таких работ, видимо, считают, что создание фотоснимка происходит в короткое
мгновение экспонирования: направил объектив на тот или иной выбранный для съемки
сюжет, навел на резкость, щелчок затвора, и - готово.

Сайт создан в системе uCoz