Беседы о фотомастерстве

В законченной же картине предполагается подчинение частей целому,
устанавливаются их прочные связи.
Соотношение объекта и фона. Эта важная проблема в фотографии связана с акцентированием внимания зрителя на глав-
ном объекте изображения, с делением материала на основной и второстепенный. Ее решения многообразны, но главное тре-
бование сохраняется всегда: объект изображается энергичнее, чем фон, хотя даются они в едином линейном и тональном
ключе.
Требование единства изобразительного решения объекта и фона относится и к работе фотографа со светом. Представьте
себе портрет, выполненный при искусственном освещении и решенный как средний план. В такой кадр обычно включаются
фоновые элементы, предметы обстановки, и пр. И вот в практике фотолюбителей нередки случаи, когда при установке осве-
тительных приборов все внимание фотографа бывает направлено на освещение только лица человека. Фон же остается со-
вершенно неосвещенным. Возникает полный разрыв между световым рисунком лица и фона: на лице, например, мы видим
четкую светотень, высокие яркости световых бликов, общую светлую тональность, то есть признаки дневного освещения. А
неосвещенный фон передается темным тоном, порой без всякой детализации, что приближает его освещение к ночному эф-
фекту. Разумеется, единство светового решения снимка в этом случае теряется, а вместе с этим и общая правдивость обста-
новки. Изображение как бы распадается на две самостоятельные части - передний план и глубину кадра.
При мягком тональном освещении лица не следует решать фон в контрастной светотени - это ведь тоже нарушение внут-
рикадровых связей. Более правильным будет нахождение единого для объекта и фона светотонального рисунка. Широко рас-
пространенным способом решения проблемы соотношения объекта и фона служит установление различной степени резкос-
ти на сюжетном центре композиции и фоновых элементах. Разберемся в этом подробнее.
Очень часто высокие освещенности объекта съемки при дневном свете вынуждают фотографа использовать малые дейст-
вующие отверстия объектива, диафрагмировать его. Но диафрагмирование не только уменьшает освещенность пленки в кад-
ровом окне фотоаппарата. Одновременно увеличивается глубина резко изображаемого пространства, и так, что на снимке в
полной оптической резкости изображается весь объект - от самых близких до самых удаленных его деталей. Если учесть,
что и световой акцент на сюжетно важном элементе изображения в условиях общего дневного освещения чаще всего отсут-
ствует, то станет ясной причина, по которой на таких снимках главное и второстепенное изображается в одинаковую силу, а
объект и фон получаются одинаковыми по тону, насыщенности и контрасту. Вместе с тем умелой ориентировкой глубины
резко изображаемого пространства всегда можно разделить элементы композиции на главные и фоновые. Если даже по ус-
ловиям экспозиционного расчета необходимо сильно диафрагмировать объектив, плоскость наводки может быть установле-
на в соответствии с замыслом и в глубине кадра можно получить нерезкое или недостаточно резкое изображение.

Сайт создан в системе uCoz