Беседы о фотомастерстве

Светлая дымка, задернувшая всю глубину кадра, усилена контровым светом.
Бликующие в солнечных лучах частицы пыли приобретают на снимке повышенную яркость. А на фоне
неосвещенного леса эта дымка видна особо отчетливо. Она - важный компонент изображения, помогающий
почувствовать жаркую обстановку борьбы на трассе. И она же делает фон более однотонным, убирает лишние
подробности.
Итак, выбор момента съемки, правильно найденный характер освещения, динамичное построение кадра, акцент на
смысловом центре картины получены в репортажном снимке, имеющем теперь законченное и стройное
изобразительное решение.
Из снимков, выполненных репортажно, в особую группу могут быть выделены работы, посвященные темам,
событиям, сценам из повседневной жизни человека. Это - фотокартины, подобные тем, которые в изобразительном
искусстве относятся к жанровой (бытовой) живописи.
О жанровой фотографии. Сцены из повседневной жизни человека, пристальное к нему внимание, углубленность в
его внутренний мир, психологическая точность характеристик, мягкие интонации, улыбка, грусть, юмористические,
а порой и сатирические аспекты, особая искренность повествования и вместе с тем социальная заостренность
сюжета таковы особенности снимков, которые по аналогии с живописью мы называем жанровыми зарисовками или
жанровыми фотокартинами.
Эти аналогии с живописью - дань времени, вызванная историческим ходом становления и развития фотографии как
искусства. Известно, что первые русские фотографы в своем творчестве испытывали влияние старшего искусства -
живописи, многие из них и сами по образованию были художниками. Уроки живописи нередко становились для них
законом и надолго определяли художественные поиски в жанровой фотографии.
Но ничто в фотоискусстве не осталось в застывших, канонических формах, все его жанры прочно связаны с общим
ходом исторического развития фотоискусства и фотожурналистики, а отсюда - модификации и содержания и
изобразительной формы и выход в современность.
Ярким примером таких видоизменений, такой жизни во времени является модификация жанровой фотографии.
Сегодня она настолько отличается от работ мастеров конца прошлого века, что недостаточно наблюдательные люди
порой говорят, что этот жанр вообще изжил себя и перестал существовать! Но он, конечно, существует, и его
произведения обладают огромной силой выразительности, многое рассказывают зрителю о современном человеке -
герое нашего времени.
Жанр стал неузнаваемым прежде всего потому, что изменилось само понятие "повседневная жизнь человека",
отражению которой посвящен этот жанр. Для современного человека повседневная жизнь уже не узкий мирок быта,
а жизнь общественная, созидательный труд, а досуг - это спорт, театр, кино, музыка, книги... Устремляясь в богатый
духовный мир нашего современника, в мир его мыслей и чувств, следуя за его интересами, современная жанровая
фотография выходит на масштабные события, на производство, отыскивая там свои сюжеты с их личностными
интонациями.
Может показаться, что жанровая фотография где-то смыкается с фоторепортажем.

Сайт создан в системе uCoz