Беседы о фотомастерстве


Интересный материал для выводов дает сравнение фото 44 а с другим вариантом этого же снимка - фото 44 б. Как разрабатыва-
ется тема в новом линейном строе фотографической композиции? Теперь рамка кадра охватывает значительно большее простран-
ство. Юноша и девушка - центральные фигуры сюжета - сопоставляются с широким, свободным пространством кадра, что для раз-
вития темы совершенно правильно.
Автор снимка 44 а скомпоновал его строго симметрично, но потом отказал-
ся от такого линейного рисунка, нарушил симметрию, введя в композицию
асимметричный элемент - арку моста (см. фото 44 б). Центральная верти-
кальная ось арки сдвинута от центра влево, справа показалась мощная опора
моста. И классическая симметрия уступила место более живой, асимметрич-
ной композиции. Возникло иное соотношение частей картины, исчезло их
тождество, и это дает новый изобразительный эффект. Композиция фото 44 а
замкнута - основные линии в кадре направлены к его центру. На фото 44 б
она разомкнута - активная линия арки и линия парапета моста в верхней час-
ти снимка уходят за рамку кадра и продолжаются за пределами снимка. Та-
кой композиционный строй прочнее связывает кадр с обстановкой, с реаль-
ной средой. Более того, возникает мысль, что для дальнейшего развития те-
мы пространство на изображении могло быть взято еще несколько шире. Бы-
ло бы полезно сделать более активным элементом композиции шумную,
людную улицу, которая находится здесь же, совсем рядом, и сейчас только
намечена беглым штрихом в правом верхнем углу кадра. Но и без этого линейный строй фото 44 б несомненно обогащен по срав-
нению с первым вариантом композиции, а тема в такой изобразительной трактовке получает значительно более яркое выражение.
Главный объект изображения - в центре кадра. Один из простейших способов построения уравновешенной композиции - раз-
мещение главного объекта изображения в центральной части картины. Став как бы центром тяжести прямоугольника кадра, фигу-
ры и предметы приобретают особую устойчивость, а весь линейный рисунок снимка приводится к равновесию. Примером такой
îÓÚÓ 44a
îÓÚÓ 44·
композиции служит фото 45 (М. Редькин "Возвращение с охоты"). Действующие лица
сцены образовали центральную группу, их внимание, жесты, направлены в глубь кад-
ра, к вертолету, который вписывается в картину по вертикальной ее оси. Построение
кадра по принципу центральной композиции - один из действенных художественных
приемов решения темы, но пользование им требует известной тонкости.
Простое размещение главного объекта изображения точно в геометрическом центре
кадра часто приводит к образованию крайне примитивного линейного рисунка. Чита-
тель, вероятно, видел немало работ начинающих фотографов, в которых человек сто-
ит или сидит в центре снимка, развернут к аппарату фронтально, взгляд его направ-
лен прямо в объектив. Положение фигуры при этом совпадает с вертикальной осью
кадра, а справа, слева, сверху и снизу между фигурой и границами изображения ос-
тавлено совершенно равное свободное пространство.

Сайт создан в системе uCoz