Беседы о фотомастерстве

Лишь творческая мысль автора приводит в
действие систему изобразительных и технических
средств, лишь направленные волей фотохудожни-
ка, они способствуют формированию изображе-
ния.
Итак, мы сделали несколько попыток проследить ход творческого процесса получения
композиционно слаженного снимка. Процесс этот достаточно сложен и тонок, многие его
звенья основаны на интуиции и таланте фотографа, и потому сформулировать их непро-
сто. И вообще перевод образного строя художественного произведения на язык учебного
пособия сопряжен с известными и неизбежными упрощениями.
И еще: между учебными съемочными упражнениями и творческой практикой фотомас-
тера существует качественное различие. В упражнениях ученик точно следует предло-
женной методике и правилам, постигая азбуку фотоискусства, основы мастерства. В
творческой практике фотохудожник сам отыскивает способы и приемы решения темы, а
иногда открывает и новые законы искусства. Это и есть истинное творчество, однако оно
возможно только на базе прочных знаний, которые даются школой - теоретическими ос-
новами и систематической практикой.
îÓÚÓ 43„
îÓÚÓ 43‰
îÓÚÓ 43Â
îÓÚÓ 43Ê
îÓÚÓ 43Á
îÓÚÓ 43Ë
БЕСЕДА ШЕСТАЯ
Уравновешенные композиции
Симметрия. Во всех случаях съемки натюрморта и пейзажа, которые мы только что рассмотрели, в основу композиционного ри-
сунка был положен принцип равновесия. Мы добивались пропорциональности отдельных частей картины, и, если один из предме-
тов сдвигался в сторону, к границе кадра, возникала необходимость ввести в поле зрения объектива второй предмет или иной ком-
позиционный элемент, уравновешивающий тональные массы или линейный рисунок снимка.
Однако равновесие, этот закон классической живописи, имеет в фотографии не только такое прямое выражение. Предмет, сдви-
нутый от центра, может быть уравновешен световым пятном: тяжелая тональная масса в ряде случаев уравновешивается лишь не-
большим штрихом и пр. Меняя форму выражения, принцип равновесия не теряет главных признаков: сопоставление частей карти-
ны всегда оставляет впечатление устойчивости.
Самая строгая уравновешенность частей картины возникает в тех случаях, когда композиция снимка состоит из элементов, рас-
положенных симметрично, когда правая и левая части кадра или его верх и низ полностью повторяют друг друга. Симметричные
композиции хотя и не являются самыми распространенными линейными построениями, все же нередко встречаются в практике
фотосъемки. Например, такой линейный рисунок использован на фото 37. Симметрия в кадре возникла в результате использования
центральной точки, фотоаппарат был установлен как бы по центральной оси интерьера. Симметрично расположенные архитектур-
ные элементы обусловили симметрию линейного рисунка и устойчивое равновесие всех частей картины. Точка съемки здесь вы-
брана так, что в кадре отчетливо видны линии схода, устремляющиеся в глубину, к центральной точке.

Сайт создан в системе uCoz