Беседы о фотомастерстве


Съемка велась на закате при контровом направлении солнечного света. При работе на пленке "Фото-65" потребовались вы-
держки: 1/50 с при диафрагме 5,6; 1/30 с при диафрагме 4; 1/30 с при диафрагме 2,8.
Теперь автору этой серии работ остается только выбрать то тональное решение, которое он считает наилучшим для данного
снимка. Думается, что он мог бы остановиться на фото 105 б, где отлично передан
рисунок облаков, но еще сохраняется светлота и характер освещения этого времени
дня. Применение более плотного светофильтра приводит к излишнему притемнению
общей тональности снимка и самих облаков, отчего изображение перестает соответ-
ствовать нашим привычным представлениям о закате.
Съемка без светофильтра дает недостаточную проработку рисунка облаков и их то-
нальности (см. фото 105 в).
Фото 106 показывает стремление фотографа не только передать рисунок облаков с
помощью светофильтра. Яркость неба кажется ему слишком высокой, и он старается
при компоновке кадра перекрыть участок неба
деревьями слева, темной листвой справа. Ко-
нечно, это одна из возможностей исключить из
кадра слишком яркие тона. Но в таком случае
в снимок вводятся дополнительные детали.
Иногда может быть хорошее совпадение: и не-
бо будет перекрыто и композиция кадра уточ-
нена. Но фото 106 оказалось явно перегружен-
ным деталями, лаконичность композиции ис-
чезла. Трудно улучшить этот снимок: если уб-
рать из кадра ветку на первом плане, композиция становится неуравновешенной, а цен-
тральная вертикальная линия - граница крон деревьев - приобретает излишнюю актив-
ность. Снимок вообще не очень хорош по композиционному рисунку. Удачнее этот
прием был использован при построении фото 101.
Тональный рисунок неба. Все рассмотренные случаи съемки велись при облачном
небе, но облака есть далеко не всегда. Часто небо бывает ясным, чистым, и тогда на
снимке оно воспроизводится серыми тонами различной плотности, а иногда - на закате
или восходе - мягкими тональными переходами (фото 107). Конечно, техника съемки в
последнем случае должна быть безукоризненной, а экспозиционный расчет особенно
точным.
Нередко небо бывает
задернуто плотным
слоем облаков, и тогда на снимке оно воспроизводится без то-
нальных переходов (фото 108). И такая передача неба может
дать вполне удовлетворительный результат, если тональность
этого участка кадра будет соответствовать общему изобрази-
тельному решению снимка.
Тональность неба на снимке во многом зависит от выбора
времени съемки. Фото 107 сделано в 20 ч, в сентябре. В это
время над городом уже спустился вечер, небо темнеет. И только
у самого горизонта, на западе, еще осталось чуть заметное по-
светление. Эти мягкие тональные переходы хорошо переданы
на снимке, который является удачным примером использования
сумеречного освещения. Наземные предметы в это время не ос-
вещены и рисуются на фоне неба темными силуэтами. Съемка
велась объективом "Таир-3" (фокусное расстояние 300 мм);
пленка "Фото-65", экспозиция рассчитывалась по небу (1/25 с
при диафрагме 4,5).

Сайт создан в системе uCoz