Беседы о фотомастерстве

Плоскость
наводки в этих случаях как бы выносится вперед, иногда даже ближе, чем видимый в кадре передний план, и фон отступает,
теряет подробности, становится мягким, размытым, не спорит по силе изображения с главным объектом и лишь оттеняет
его в кадре.
Правильное соотношение объекта и фона по резкости
найдено на фото 70 (Г. Вайдла "В родной гавани"). На
изображении чайки, парящей в воздухе - энергичный
акцент, и она сразу же привлекает внимание зрителя: ее
изображение резко, отчетливо, в то время как все фоно-
вые элементы кадра смягчены, размыты. Чайка нахо-
дится значительно ближе к точке съемки, чем краны и
корабли, стоящие в гавани. Можно предположить, что
они оказались за дальней границей резко изображаемо-
го пространства, и поэтому их рисунок на снимке опти-
чески нерезок. Но, кроме того, в кадре есть еще и сма-
занность этих элементов изображения. Она - результат
съемки с проводкой: аппарат находился в движении в
момент спуска затвора, фотограф прослеживал полет
чайки. Фон становится как бы вдвойне нерезким, хотя и
не теряет полностью своих форм: он хорошо передает
обстановку, степень потери резкости определена верно.
Соотношение объекта и фона в кадре - вопрос чрез-
вычайно важный и отнюдь не формальный. В одних случаях световая разработка фона, увязанная с освещением главного
объекта изображения, помогает правдиво передать обстановку, среду. В других - соотношение двух этих элементов изобра-
жения по степени резкости способствует передаче пространства. Во всех случаях правильное решение проблемы дает воз-
можность выпукло изобразить сюжетно важные части картины. И, конечно, от соотношения объекта и фона во многом зави-
сит слаженность и поэтичность изобразительной формы снимка, единство его линейного, светового и тонального решения.
Лаконизм фотографического изображения. Для достижения выразительности снимка требуются простота, строгость
композиционного, светового и тонального построения, известная сдержанность в использовании изобразительных средств.
Трудно воспринимать снимки, где фотографу изменяют художественный вкус, чувство меры, в результате чего кадр перегру-
жается формальными приемами, оттесняющими на второй план суть изображаемого.
В этих случаях теряются краткость и четкость выражения мысли художника, или, как еще говорят, лаконизм. Лаконизм
как средство художественной выразительности предполагает простоту конструктивного построения снимка, использование
минимума изобразительных элементов для полного и всестороннего раскрытия темы. Но, конечно, лаконизм не означает та-
кого обеднения кадра элементами, при котором снимок становится схематичным.
Примером лаконичного построения может служить фото 64. В кадре нет ничего лишнего, материал композиции тщательно
îÓÚÓ 70
отобран. Любой элемент, как говорят, работает на тему. И хотя здесь очень мало деталей, их оказывается вполне достаточно
для выражения содержания. Ничего не хочется прибавить, поэтическая картина природы совершенно законченна.

Сайт создан в системе uCoz