Беседы о фотомастерстве


Для того чтобы отделаться от горизонтальной линии моста и домов как явно неудачной
(см. фото 43 а), сместим точку съемки влево (фото 43 б). Смотрите, в глубине появляются
очень интересные компоненты картины - высотное здание, колоннада в конце моста. И ве-
дущая композиционная линия начинает терять подчеркнуто горизонтальное направление.
Но высотное здание оказывается у самого края кадра, а колоннада проецируется на здание,
совмещается с ним. В таком линейном рисунке еще много случайного.
Попытаемся встать еще левее, подойдем по набережной почти к самому мосту и одно-
временно поднимемся несколько выше (здесь есть такая возможность). Направим объектив
так, чтобы в кадре оказалась линия парапета, уходящего в глубину кадра (фото 43 б).
Что ж, эта точка съемки дает значительно лучший результат. Высотное здание смести-
лось к центру, колоннада размешается справа от него. Ведущей композиционной линией
становится линия парапета моста, направленная от переднего плана в глубину. Картинная
плоскость как бы прорезается этой линией, изображение словно приобретает третье измерение, становится перспективным. Такую
композицию мы называем глубинной, в отличие от композиции фото 43 а - словно
подчеркивающей плоскость снимка и потому носящей название плоскостной.
А вот водная поверхность теперь занимает в кадре совсем мало места, лишь са-
мый уголок картины. Это как будто бы и правильно, что в городском пейзаже акцент
смещается на архитектурные сооружения, дома, магистрали. И все-таки жаль, что в
этом варианте композиции почти потеряна гладь реки. Она характерна для этого
уголка города, да и чисто изобразительно это благодарный, фотогеничный материал.
И не только поэтому нас не удовлетворяет фото 43 в. Картинная плоскость запол-
нена все еще нечетко, композиционный рисунок все еще не сложился. Посмотрите:
при съемке с этой точки наиболее интересные компоненты картины отошли в самую
глубину кадра, а на переднем плане оказалась линия парапета. В глубине тесно, а
передний план не несет на себе достаточной композиционной нагрузки. Нет, выра-
îÓÚÓ 42Ê
îÓÚÓ 43a
îÓÚÓ 43·
îÓÚÓ 43‚
зительного пейзажного снимка пока еще не получилось.
Передний план. Что же делать дальше? Развитию композиции, безусловно, должна помочь перспектива. Она уже наметилась в
снимке, теперь следует подчеркнуть, усилить ее проявление, и мы добьемся этого, если введем в кадр более определенный и дей-
ственный передний план. Конечно, на первом плане должен оказаться не случайный материал, а деталь изображения, дополняю-
щая, разрабатывающая тему городского пейзажа.
Отойдем немного дальше и одновременно опустимся ниже (фото 43 г). На переднем плане оказывается большое количество ма-
териала: колонна, массивная круглая башня, столб, провода, парапет набережной, тротуар. Такой загроможденный передний план
из-за близости к аппарату становится центром композиции, оттесняет весь городской пей-
заж.

Сайт создан в системе uCoz