Беседы о фотомастерстве

Интересная деталь: А. Бушкин при съемке натюрмортов, как правило, применяет
отражатели, имеющие серую покраску разной светлоты. Он правильно подметил, что такой экран дает общее
смягчение контрастов ярких, насыщенных цветовых тонов, что при этом, как говорит мастер, возникает некая
«общая соединительная гамма, где серый тон становится как бы связующим».
Технические данные съемки: фотоаппарат с размером кадрового окна 6×9 см; объектив с фокусным расстоянием 180
мм. Негативная пленка ДС светочувствительностью 45 ед. ГОСТ. Диафрагма 4. (Такая диафрагма в данном случае
выбрана не в связи с требованиями экспозиционного расчета, а является моментом принципиальным, поскольку
большое действующее отверстие объектива обеспечивает нужную по замыслу потерю резкости в глубине кадра.)
Выдержка 1/10 с. Время съемки 15 ч, июль.
Интересна композиция портрета колхозника Ласурии Таркуна (4), выполненного старейшим мастером цветной
фотографии В. Малышевым, работы которого всегда отличаются удивительной изобразительной законченностью,
тонкостью колорита, блеском технического исполнения. Чем интересен для зрителя этот портрет? Привлекателен,
конечно, сам персонаж— красивый 85-летний человек, мудрый, много видевший на своем веку, добрый,
улыбчивый, к тому же очень колоритной внешности. Как достоинство снимка отметим живость, естественность,
изящество позы человека.
Художественность исполнения портрета проступает во
всем. Посмотрите, например, как решено здесь
пространство кадра. Композиция классически точна. Лицо
человека обращено в сторону фотоаппарата, и взгляд его
направлен прямо в объектив. В. Малышев часто
останавливается именно на таком положении
портретируемого, так как считает, что это обеспечивает
необходимый контакт и общение персонажа и зрителя. Но
поворот фигуры здесь таков, что органичным для
композиционного рисунка оказывается свободное
пространство в правой части кадра. Это пространство
мастер использует для того, чтобы ввести в кадр детали
строения, связки ярко-красного перца, который сушится на
солнце— подробности, характеризующие среду,
обстановку. Одновременно детали окружения становятся
композиционными элементами, приводящими всю
систему рисунка к классическому равновесию.
Как и в черно-белой фотографии, при работе в цвете
нередко используются пространственная композиция и
активный передний план. Мы видим такое решение в
пейзаже А. Бушкина «Старая сосна» (7) и в другом его
отличном пейзаже — «Михайловское» (6).
Итак, анализируя цветные снимки, мы не нашли пока ни
одного композиционного приема, который не был бы
известен в практике черно-белой фотографии. Из этого можно заключить, что ее опыт имеет огромное значение для
развития композиционных форм цветного снимка. Мы уже говорили о том, что элементы композиции, обогащенные
цветом, обретают иной удельный вес в общем рисунке, требуют иных колористических связок, но основные
принципы композиционного решения цветного снимка близки к уже знакомым нам закономерностям решения
кадрового пространства и по его плоскости, и по глубине.

Сайт создан в системе uCoz