Беседы о фотомастерстве

Но и это не помогает. Центральная линия остается слишком энергичной и по-прежнему делит снимок на две части.
Место вертикальных и горизонтальных линий в кадре. На фото 67
намечен определенный композиционный рисунок: есть перспективные
сходы линий, ритм вертикалей (фасад здания), гармоническое нарастание
светлоты тона в глубине кадра, масштабные сопоставления фигур перед-
него и дальнего планов. Но в этой гармонии диссонансом выглядит чер-
ная линия ствола дерева на переднем плане, к тому же точно совпадаю-
щая с центральной вертикальной осью изображения. Снимок словно раз-
резается на две части, и целостность его композиции теряется. Ощуще-
ние дисгармонии исчезнет, если мы передвинем левую границу кадра к
центру до некой изобразительной опоры - ствола дерева. Между ними
еще останется свободное пространство, но линию, намеченную на сним-
ке пунктиром, дальше вправо передвинуть уже не представляется воз-
можным. Дерево теперь не в центре, а смещено в сторону, оно становит-
ся композиционным элементом, как бы обрамляющим снимок, замыкаю-
щим композицию слева. Рисунок изображения в целом получается более слаженным.
На фото 68 целостность кадра разрушает отчетливая горизон-
тальная линия. Она становится особенно приметной из-за контра-
ста соседствующих тонов. Линия горизонта совпадает с централь-
ной горизонтальной осью изображения, и композиция снимка рас-
падается: его части существуют каждая сама по себе. Обратите
внимание еще и на то, что основные элементы композиции ото-
двинуты к краям кадра. Их разделяет такое большое пространст-
во, что связи между ними нарушаются, и снимок в дополнение
еще делится вертикальной осью картины. Теперь нарушены все
внутрикадровые связи, единого рисунка не существует.
Вместе с тем линия горизонта далеко не всегда при-
водит к разделу кадра, нередко она входит в картину
как важный композиционный элемент, как часть целого.
Посмотрите, например, на фото 69 (Ю. Нейман "Закат
на море"). Здесь горизонт не делит картинную плос-
кость, потому что тона по обе стороны линии горизонта
близки по светлоте, высоких контрастов нет. Линия го-
ризонта к тому же сдвинута от центральной оси вверх,
и это в свою очередь уменьшает ее активность.
Следовательно, для достижения цельности компози-
ционного рисунка необходимо найти прочные внутри-
кадровые связи всех элементов, образующих данную
композицию. Они легко нарушаются в ряде случаев, о
которых следует знать. Так композиция распадается на
две самостоятельные части, если она состоит из двух
основных элементов и эти элементы отнесены к краям
кадра, находятся в противоположных частях картинной
плоскости и разделены значительным свободным про-
странством. Композиционная цельность картины может быть также нарушена, если четкие горизонтальные или вертикаль-
ные линии идут параллельно границам кадра. Опасность утраты цельности композиции особенно велика в тех случаях, ког-
да линии совпадают с центральными осями прямоугольника кадра.
îÓÚÓ 67
îÓÚÓ 69
îÓÚÓ 68
îÓÚÓ 66a îÓÚÓ 66 · îÓÚÓ 66 ‚
В рассмотренных случаях теряется единство композиционного решения фотографической картины, а ее отдельные части
начинают приобретать ненужную самостоятельность.

Сайт создан в системе uCoz