Беседы о фотомастерстве


При съемке фото 64 и 69 использовано контровое освещение. Оно выявляет фактуру водной поверхности, зажигая на ней живо-
писные блики. Мы уже знаем, что при встрече луча контрового света с освещаемой поверхностью в направлении объектива фото-
аппарата образуются углы зеркального отражения, и в этих точках мы видим отражение самого источника света. Отсюда - высокие
яркости бликов, переливающийся блеск воды, подчеркнутое изображение ее фактуры. И в том и в другом снимке поверхность во-
ды неровная, вода бурлит в ручье и волнами перекатывается в море. Поэтому отражения, помогающие на снимке передать воду, в
этих случаях отсутствуют. Но и одного контрового света, его бликов оказывается достаточно для убедительного изображения на
снимке водной поверхности.
Таким образом, мы убедились, что учебная работа на пленэре очень важна для начинающих фотографов. Ведь пленэр необходим
не только для работы в жанре пейзажа. Воздушная перспектива имеет значение и в жанровой сцене, происходящей на натуре, а тон
неба и фактура воды требуют своей обработки и в репортажных снимках, если их действие развертывается в природной обстанов-
ке. Будем полагать, что практика работы над элементами натурного снимка повысит мастерство начинающих фотографов и даст
им хорошую подготовку для решения сложных тематических и художественных задач.
БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ
Передача объемов на фотоснимке
О передаче объемов на плоскости снимка. Разрабатывая тот или иной прием построения фотоизображения, мы добива-
емся правдивости и художественной выразительности снимка. Отобрав типичный, характерный материал, правильно оценив
событие, момент его развития, состояние человека при съемке портрета или состояние природы в пейзажном мотиве, мы
стремимся сделать фотографическое изображение реалистичным во всех его деталях. Правда света, обусловленность то-
нального рисунка, пространственные композиции... Художественность снимка во многом зависит от того, насколько успеш-
но фотограф справился с решением этих частных задач.
Теперь перед нами возникает проблема, родственная уже рассмотренному вопросу изображения пространства. Мы снова
встречаемся с необходимостью передачи трех измерений - объемов на двухмерной плоскости снимка, то есть изображение,
по существу плоское, должно оставлять впечатление объемного.
Начинающие фотографы порой не справляются с решением этой задачи, не умеют преодолеть плоскость снимка: то лицо
человека в портрете перестает выглядеть объемным, и его пластика на снимке теряет привычные формы; то предметы в на-
тюрморте лишаются своих отличительных свойств, то вместо объемных архитектурных сооружений мы видим на снимке
лишь их подобие в виде плоских геометрических фигур...
Но, конечно, так бывает не всегда. На многих снимках фотографы добиваются очень убедительного воспроизведения объ-
емных форм фигур, предметов, лиц. Фотографическое изображение словно приобретает третье измерение, становится объ-
емным. Это, конечно, иллюзия, впечатление, но иллюзия очень убедительная.

Сайт создан в системе uCoz