Беседы о фотомастерстве

д.
В этом ряду возникает проблема: на снимке, который является двухмерной плоскостью, фотографу необходимо "нарисовать"
трехмерный мир с его третьим измерением - глубиной пространства.
Действительный мир имеет три измерения: фигуры и предметы представляют собой объемные формы и занимают опреде-
ленные пространственные положения. Снимок двухмерен, он имеет только высоту и ширину, возможность прямой передачи на
снимке глубины пространства отсутствует. Таким образом, изображая фигуры и предметы, мы, по существу, теряем их третье
измерение. Порой это приводит к образованию совершенно плоских изображений, где не чувствуется расстояний, отделяющих
передний план от предметов удаленных. Пример - фото 86.
Этот снимок вместе с потерей пространства утратил и значительную долю своей вы-
разительности, близости к жизни. Мы уже не любуемся пейзажем, не чувствуем ни яр-
кого солнечного света, ни морозного зимнего воздуха, не видим затянутых дымкой да-
лей, поскольку все изображение в высшей степени условно. Как говорят в этих случа-
ях, эффект присутствия полностью утрачивается. Такая неудача типична для начинаю-
щих фотографов. Ведь поначалу часто кажется, что в фотографии все получается само
собой, поскольку объектив - надежная оптическая система, точно воспроизводящая ох-
ватываемое углом зрения пространство.
Представление об объективе правильное, но не учитывающее целого ряда других об-
стоятельств, важных для решения проблемы пространственности фотоизображения.
В жизни восприятию пространства помогает бинокулярность нашего зрения: рассма-
тривая объект двумя глазами, мы как бы видим его одновременно с двух точек, в этом
основа эффекта стереоскопичности. Часто, чтобы составить возможно более точное и
полное представление об объекте, мы меняем точку наблюдения, перемещаемся в про-
странстве, оглядываем пейзаж, улицу, здание и пр. И вот, кроме того, что на плоскости
снимка не воспроизводится третье измерение, еще и утрачиваются эти особенности
зрительного восприятия: объект фиксируется с одной, и притом неподвижной, точки
съемки, эффект стереоскопичности исчезает.
Как сохранить на фотоснимке ощущение пространства, как создать иллюзию глуби-
ны, вызывающую у зрителя, рассматривающего снимок, точные жизненные ассоциа-
ции?
Преодолима ли плоскость снимка? Положительный ответ на этот вопрос дает, в частности, фото 87. В нем ничего не оста-
лось от неудач предыдущего снимка. Изображение дает зрителю вер-
ное представление о пространственности интерьера, снимок воспроиз-
водит объект настолько убедительно, что возникает иллюзия трех из-
мерений.
Каким образом фотограф добился хорошего результата съемки? Дело
здесь в следующем: прежде чем нажать спусковую кнопку затвора фо-
тоаппарата, необходимо ясно представить себе, как объектив видит то,
что мы собрались снимать. Ведь при съемке фото 87 могла быть ис-
пользована и другая точка, фронтальная по отношению к колоннаде. В
жизни и с этой точки объект выглядел бы достаточно пространствен-
ным, а колонны - объемными.

Сайт создан в системе uCoz