Беседы о фотомастерстве

По этим причинам контровой свет на натуре
является очень распространенным в фотографической практике,
Фото 123
Фото 124
Такова проблема изображения фактур и методика отработки этого
важного компонента реалистического художественного снимка.
О фактурности фотоизображения. Среди очень разнообразных по
решениям снимков в современной фотографии встречаются такие работы, в
которых их авторы стремятся добиться не только передачи фактуры
снимаемых материалов, но и получить определенную структуру самого
фотоизображения, особую его фактурность.
Примером такого фактурного снимка является фото 125 (Л. Лазарев "Этюд"). На
снимке хорошо передано настроение осеннего дня, состояние природы и человека в
дождливый ненастный день. Эффект достигается с помощью умелого отбора материала,
правильно выбранной тональности изображения, мягкого оптического рисунка,
выразительной передачи фактуры покрытого водой асфальта. Но в общем рисунке кадра
есть еще одна интересная деталь: мы видим особую структуру самого фотоизображения,
своеобразный растр, ритмический рисунок, легкими штрихами прочерчивающий всю
поверхность снимка. Этот рисунок, состоящий из сетки черных точек, словно меняет
характер мазка в фотокартине и придает ей
своеобразие.
Чего добивался фотограф введением в снимок
такого растра? Ему казалось, что обычное
изображение выбранного объекта будет лишь
частностью: снимок покажет, что по мокрому
асфальту парка идет человек, и только. А
фотограф стремился к обобщению, к созданию
картины осени с присущим ей состоянием
природы, настроением, тональностью. Он ищет
краски осени и видит их в низкой тональности
изображения, в мягкости и размытости
оптического рисунка. Растр, тон которого
совпадает с общим тоном отпечатка, кажется
фотографу органичным дополнением к такой
живописной трактовке темы. Что ж, эту попытку
можно считать удачной, снимок получился
живописным, и сделан он с большим настроением.
Техника получения отпечатка с
использованием растра не очень сложна, хотя и
требует тщательности в работе. Это печать с двух негативов. Первый негатив -
изображение уголка парка, снятого в южной полосе в 12 ч декабрьского дня. Погода
пасмурная, но южное небо, хотя и закрытое сплошными облаками, все же посылает на
объект большое количество общего рассеянного света.
Фото 125
Негатив получился очень мягким. Для этого съемка велась с заведомой передержкой
(экспозиция была примерно в два раза больше расчетной), а обработана пленка в очень
мягком проявителе "Хинон". Время проявления 13 мин, как и рекомендовано в рецепте
проявителя. Негатив имеет проработку всех деталей и в светах и в тенях. Съемка велась
фотоаппаратом с размером кадрового окна 6х6 см, фокусное расстояние объектива 75 мм.
Пленка "Фото-65".
На втором негативе получен растр, графический рисунок. Это репродукция куска
картона, имеющего полиграфически выполненный рисунок, показавшийся фотографу
подходящим для задуманного эффекта. На негативе в соответствии с оригиналом
получились черные точки на прозрачном фоне.

Сайт создан в системе uCoz