Беседы о фотомастерстве

Но зритель получает впечатление,
что не линия горизонта снизилась в результате
нижней точки съемки, а увеличилась высота
прыжка. Прием - испытанный и действенный в
риков,
лано с
бы, и
она прижала фигур спортсменов к земле, не
дала возможности выявить движение со всей
необходимой отчетливостью. Во вто
Фото 144
спортивной съемке.
Сравните фото 144 и 145 (Е.Шма
"Гола не будет!"). Первое из них сд
точки чуть более высокой, чем следовало
Фото 145
т
е
ы
ром случае
фотограф выбирает низкую точку съемки, и
теперь фигуры спортсменов, и особенно
вратаря, находящегося в прыжке, проецируются
на фон трибун, на довольно высокую их часть.
Движение в кадре становится хорошо
выраженным, высота прыжка вратаря особо
подчеркнута приемом съемки.
Но в других случаях и верхние точки съемки дают очень хороший результат, так как
позволяют развернуть движение на больших пространствах, видимых в кадре, сделанном с
высокой точки. Представьте себе снимок спортивного праздника на стадионе, снятый
сверху. На таком общем плане хорошо виден рисунок массовых спортивных упражнений. Да
и на фото 137 верхняя точка очень уместна: движущиеся объекты съемки так удачно
вписываются в кадр по его диагонали!
Световой и тональный рисунок. Передаче движения могут способствовать и такие
элементы общей композиции снимка, как световой и тональный рисунок кадра. Например,
направление движения может быть подчеркнуто рисунком падающих от предметов теней.
Известно также, что глаз зрителя обращается прежде всего к тем участкам
фото
н
графического изображения, где имеется наивысший тональный контраст.
Следовательно, от более темных или менее контрастных участков, не задерживаясь на
них, глаз будет переходить к этим светлым и контрастным местам. Посмотрите, как
распределены тона а фото 138. Самый высокий контраст тонов - на переднем плане, где
и находится центр сюжета - люди, движущиеся из глубины кадра. Все внимание поначалу
сосредоточивается именно здесь, на сюжетном центре, чего и хотел фотограф. Второй
план - сани с грузом - значительно менее контрастен, а в глубине контрасты тонов
совсем расплываются в белой пелене тумана и снега. Постепенно глаз зрителя переходит
от переднего плана в глубину, и это дает возможность оценить пространство, пройденное
людьми, а следовательно, и их движение. Но тональные контрасты держат внимание
зрителя на переднем плане.
Следует учесть также, что тяжелые темные массы, громоздкие тени, возникающие на
пути движения непосредственно перед движущимся объектом, становятся препятствием и
как бы тормозят и даже останавливают движение, происходящее в кадре.
Соотношение фигуры и фона. Фото 144 и 145 показательны и еще в одном отношении.
Из сравнения этих снимков становится ясным, какое большое значение в динамичном
спортивном снимке приобретает проблема деления материала композиции на основной и
фоновый. В первом из этих двух снимков фигуры ближнего, второго, дальнего планов и
даже фон даны в одинаковой степени отчетливо, и в результате снимок становится очень
пестрым, перегруженным деталями.

Сайт создан в системе uCoz