Беседы о фотомастерстве


С таким линейным рисунком мы встречаемся на фото 59 (Е. Шматриков "Во
Дворце пионеров"). Элементы архитектурного оформления интерьера, пере-
плеты окон, лепка потолка, кресла, расставленные у стены, светильники, сви-
сающие с потолка, также повторяются в определенном порядке, как и линей-
ный мотив фото 58. Но ритмический рисунок здесь несколько усложняется.
Его элементы уже не равны, но лишь подобны, поскольку каждый из них, от-
даляясь от точки съемки, рисуется в перспективном сокращении.
Более сложные ритмы. Конечно, все богатство встречающихся в практике
фотографии ритмических рисунков далеко не исчерпывается этими простей-
шими случаями. Удивительное разнообразие графических и живописных ре-
шений фотоснимков исключает возможность сколько-нибудь подробной клас-
сификации существующих ритмических построений, мы можем только приве-
сти примеры разнообразного использования этого приема композиционного решения кадра. Анализ примеров, думается,
подскажет фотографу направление и путь самостоятельных поисков.
Фото 60 (В. Эпштейн "Фотоэтюд"), графическое по линейному рисунку, в сравнении с
ранее рассмотренными снимками по ритмическому построению усложнено. Здесь соче-
тается ритмический ход линий, одни из которых пересекают пространство кадра в гори-
зонтальном, другие - в вертикальном направлении. Обратите внимание на то, что гори-
зонтальные и вертикальные линии на снимке неодинаково активны. На переднем плане
они очень отчетливы, вычерчивают сюжетный центр композиции, резко контрастируют
со светлым фоном. Горизонтальные линии в глубине кадра мягки, размыты, менее кон-
трастны. Таким образом, элементы композиции делятся на главные и фоновые, а внима-
ние зрителя сосредоточивается на клетках с птицами.
На других снимках к ритмически повторяемым вертикалям и горизонталям могут
быть добавлены еще и линии наклонные, пересекающие кадр в направлении его диаго-
нали, лежащей на плоскости или уходящей в глубину. При поверхностном взгляде на
подобный снимок может показаться, что в таких сложных линейных рисунках четкий ритм как бы и вовсе утрачивается, а
структура картины становится неопределенной. Но это, конечно, не так. Усложненный ритм всегда представляет собой раз-
работку задуманного рисунка, его замысловатость, как правило, объясняется особенностями темы, сюжета, драматургичес-
кой ситуации, материала.
Есть своеобразная ритмика линий на фото 60 а (А. Антипенко "По-
здняя осень"), хотя в нем уже ничего не остается от упорядоченного
и размеренного линейного строя предыдущего снимка (см. фото 60).
Но ведь разрабатывается тема поздней осени, когда парки пустеют, а
в настроении нередки и беспокойство и грустные размышления...
Конечно, сложный ритм здесь неслучаен, в основе композиционного
решения снимка лежит точный рисунок. Четко обозначен передний
план, на котором мы видим человека и несколько скамеек. Этот план
и образующие его линии остаются в кадре главными, все остальное -
лишь разработка центрального мотива.
Свои поиски ритмических построений фотограф часто начинает
именно с простейших ритмов, образующих лаконичное линейное ре-
шение кадра.

Сайт создан в системе uCoz