Беседы о фотомастерстве

Конечно, речь
идет не о тех снимках, выполняя которые фотограф забыл или не сумел навести объектив
на резкость. Речь идет о художественном приеме, об использовании своеобразного
оптического рисунка в целях живописного решения темы.
Рассматривая этот вопрос, необходимо совершить небольшой исторический экскурс,
потому что в современной фотографии не найти, пожалуй, большого числа примеров работы
в этой художественной манере. Зато ранняя пора развития русской и советской
фотографии изобилует размытыми изображениями, построенными на мягких тональных
переходах, в которых реальные формы предметов иногда не столько видны зрителю,
сколько угадываются им.
Подобная манера работы была характерна для фотографа-пейзажиста Н. Андреева
(1882-1947), встречалась в творчестве Ю. Еремина (1881-1948), П. Клепикова (1884-
1960).
Чем объясняется появление такой художественной манеры именно в ранний период
развития фотоискусства? Думается, что одна из причин - влияние живописи и ее
импрессионистского направления. Фотография в ту пору еще не имела собственных
традиций, только искала свои изобразительные средства, примеры живописи были для нее
дорогой к достижению художественности, образности фотокартин.
Во многом это был и протест против прямой фиксации объекта съемки, против
натуралистического копирования действительности с помощью фотографической техники.
Мягкостью оптического рисунка фотографы-художники стремились достичь поэтичности
пейзажей, образности портретов. Нежность тональных переходов приближала их картины к
пастели, акварели, рисункам карандашом и пр. Может быть, это и не было сознательным
подражанием живописи, прямым заимствованием ее средств. Скорее, фотографы-художники
учились у живописи и графики и показали, что светопись имеет богатейшие
изобразительные возможности и становится новым видом искусства.
Позднее, в процессе развития, фотография нашла собственные изобразительные
средства, приемы, особый образный строй. Утвердились принципы художественных решений,
основанные на документальной силе фотографии, во многих жанрах раскрылась ее
публицистическая сущность, и мягкий оптический рисунок, пластическая нерезкость
изображений стали значительно реже встречающимися приемами построения фотоснимков.
Эти нерезкие изображения создавались так называемыми мягкорисующими объективами.
О них следует сказать несколько слов.
Мягкорисующие объективы. Известно, что степень резкости фотоизображения во
многом зависит от конструкции объектива, которым ведется съемка. В объективах
различных типов и конструкций неодинаковы остаточные аберрации. Хорошо исправленные,
почти свободные от аберраций объективы дают ясный и четкий оптический рисунок в
плоскости наводки. Но зато в снимках, сделанных такими объективами, отчетливо виден
спад резкости ближе и дальше плоскости наводки. Почему?
Оценивая снимок со стороны его резкости, мы обязательно сравниваем наиболее
резкие его участки с менее резкими и вовсе не резкими. Если в плоскости наводки
получен абсолютно резкий рисунок, он становится как бы эталоном, и уже незначительная
потеря резкости в других участках снимка легко улавливается глазом.

Сайт создан в системе uCoz