Беседы о фотомастерстве


Добиться стройного тонального решения снимка непросто, оно складывается во всех
звеньях фотографического процесса - от съемки
до печати и окончательной отделки позитива и
зависит от многих факторов.
Как, например, образовалась светлая тональность на фото 12? Ее основа - цветотональ-
ная характеристика самого объекта съемки. Но цвета и тона объекта еще не определяют
полностью конечного результата. Ведь ночное освещение этого пейзажного мотива резко
изменило бы на снимке его тона и привело бы к образованию совершенно много тонально-
го рисунка.
Итак, второй важный фактор, решительным образом влияющий на колорит будущей фо-
токартины. - характер освещения.
На фото 12 мы видим мягкое дневное освещение и низкий интервал яркостей. Все тени
подсвечены достаточным количеством общего рассеянного света, который всегда является
активной составляющей эффекта дневного освещения. Отсюда и светлая тональность и
мягкая градация тонов на снимке. К тому же фотограф намеренно теряет резкость в глуби-
не кадра, лишь незначительно диафрагмируя объектив. Это дополнительно смягчает кон-
трасты.
Фото 13 выполнялось в сложных световых условиях подземной пещеры. Снимок сделан
с использованием двух (спаренных) электронно-импульсных осветителей, один из которых
направлен на объект непосредственно от аппарата, а второй находится в руках видимого в
кадре человека и образует яркое световое пятно на фоне в правой части снимка. В резуль-
тате фон получает подробную деталировку, хорошо передающую структуру стен этой сказочной пещеры. Следует обратить внимание
на хорошее техническое выполнение снимка: многое здесь решил точный экспозиционный расчет.
Творческое использование технических средств фотографии. Выдержка. Казалось бы, что это - фактор чисто технический. Ведь
чаще всего расчет выдержки ставит целью только получение нормального негатива. Но вот фото 14, 15 и 16 показывают, что экспози-
ционный режим влияет и на общее изобразительное решение снимка, меняя тональность кадра.
Освещение при съемке трех этих фотографий было контрастным. Для фото 14 экспозиция определялась по светам, расчет пока-
зал диафрагму 4 и выдержку 1 с. В результате на снимке получились хорошо проработанными света: в световых пятнах выявлены
все детали, поскольку плотности негатива в этой части изображения нормальные. Тени же получились довольно глухими, лишен-
ными деталей. В ночном снимке, как правило, они занимают значительные участки поля кадра и переданы тонально правильно,
поэтому такое изображение дает картину, верную действительности.
Для фото 15 выдержка 6 с рассчитывалась по теням (диафрагма 4). Тени здесь получили большую проработку, тональность сним-
ка стала значительно светлее. Яркие пятна фонарей меньше контрастируют с общим тоном изображения, нарушено естественное
соотношение темного и светлого в кадре, и эффект ночи начинает пропадать.
Фото 16 сделано с еще более длительной выдержкой - 14 с (диафрагма 4). Такой экспозиционный режим привел к полной прора-
ботке теней, к образованию на негативе очень высоких плотностей и, следовательно, обусловил общую светлую тональность изоб-
ражения.

Сайт создан в системе uCoz