Беседы о фотомастерстве

Объектив диафрагмирован до деления 5,6, поэтому
отдаленные предметы стали по рисунку более мягкими, поскольку
глубина резко изображаемого пространства в данном случае
незначительна. Смягчение четкости контуров и контрастов светотени -
признаки воздушной перспективы.
Отметим также удачный выбор направления основного светового потока. Контровым солнечным светом выявлена фактура снега,
воздушная дымка, контурная форма деревьев.
Итак, композиция кадра во многом зависит от выбранной точки съемки, от расстояния, с которого ведется съемка, от направления
оптической оси объектива и т. д. Все эти условия фотографирования определяются автором снимка. От него, следовательно, зависит
и конечный результат - художественная ценность найденного изобразительного решения темы.
Световое решение снимка. Другим активным изобразительным средством фотографии является свет, световое решение снимка.
Достаточно сравнить те же две работы - фото 8 и 9, чтобы отчетливо выступило значение светового рисунка кадра для передачи объе-
мов, фактур, пространства, воздушной среды.
В первом из этих снимков свет используется только как техническое средство: уровень освещенности позволяет получить правиль-
но экспонированный негатив. Поток общего рассеянного света равномерно заливает все поле кадра, в результате каждая деталь изоб-
ражения выступает с одинаковой отчетливостью. Иначе говоря, свет здесь пассивен. А ведь он мог дать живописный рисунок, его
можно было использовать для создания акцента на сюжетно важной части изображения. Но фотограф снимал при общем рассеянном
освещении пасмурного дня, крайне невыгодном для данного пейзажного мотива.
Иную работу со светом видим мы на фото 9. Прежде всего, понимая значение направленного света для создания выразительного
рисунка изображения, автор снимка дождался солнечного дня и, кроме того, правильно выбрал направление основного светового по-
îÓÚÓ 9
тока, провел съемку при задне-боковом направлении солнечных лучей. Что это дало? На различных частях объекта образовались раз-
ные освещенности, возникли светлые и темные тона, целая гамма тональных переходов. Интервал яркостей стал значительно выше,
появился выразительный светотеневой рисунок. Тени ломаются на снегу, их изломы выявляют рельеф снежной поверхности: на вы-
пуклостях образовались яркие света, во впадинах - достаточно глубокие тени. Так подчеркивается макрорельеф поверхности и факту-
ра предметов на переднем плане. Передний план выделен светом, а фон высвечен менее ярко и потому не отвлекает внимания зрите-
ля от главного. Световой рисунок этого варианта зимнего пейзажа стал точнее, собраннее, живописнее.
Экспозиционный расчет велся по светам и дал показания: диафрагма 5,6, выдержка 1/250 с. Естественно, что такая экспозиция,
нормальная для светов, на негативе дает значительно меньшую плотность теней и они передаются на снимке более низкой тонально-
стью.
Выразительный световой рисунок как бы собрал, привел в единую систему все тона изображения, и кадр стал более строгим не
только по свету, но и по общему тональному решению.

Сайт создан в системе uCoz