Беседы о фотомастерстве

Тараскина
"Этюд композиции" (фото 161), где отрабатывается прием
заполнения картинной плоскости, распределения материала в
пределах поля кадра.
Но сегодня фотоэтюд - это уже не просто удобная форма
учебной работы, накопления опыта, ведения своеобразной записной книжки, куда систематически заносятся
наблюдения, штрихи, заметки и пр. Фотоэтюд стал более
содержательным, поиск идет одновременно и в области
изобразительного решения и в сфере содержания. Вот,
например, работа В. Мошинского (фото 162). Снимок носит
характер этюда; фотографа занимает вопрос композиции
кадра, сочетание глубокого черного тона и фактурности
обрамляющих его условных кулис. На черном фоне,
контрастируя с ним, выделяются фигуры людей.
Архитектоника снимка строга, лаконично выстроена, это,
несомненно, этюд композиции. Но он имеет законченный
сюжет и точное название: "Дорога в сказку". В снимке,
решенном с творческой выдумкой, реальный объект
становится сказочным.
Но, конечно, съемка фотоэтюдов не ограничивается только
рамками пейзажа. Этюдная форма возникает в жанре портрета и в жанре натюрморта, этюды снимают в интерьере и
связывают их с архитектурными мотивами. Но об этом - в следующем разделе.
Фотосъемка архитектуры и интерьера. Фотосъемка архитектуры нередко используется в ее прикладном значении.
Это значит, что с помощью фотографической техники создаются репродукции построенного здания, необходимые
как документ или памятные изображения. Но чаще архитектурные сооружения входят компонентом в современный
пейзаж.
В первом случае особенно тщательно сохраняются и подробно передаются все архитектурные формы здания,
объемы, контуры, детали, материалы, цвета. Композиционные и световые решения здесь упрощены, часто
применяются центральные построения и симметричные рисунки, ограниченно используются ракурсы, съемка
ведется с относительно далеких точек с применением длиннофокусной оптики. Несвободен в этих случаях фотограф
и в выборе эффекта освещения. Пожалуй, самый распространенный здесь вид света - боковой, хорошо выявляющий
детали и рельефы архитектурных сооружений. И как бы удачен ни был такой снимок в изобразительном и
техническом отношении, все же он представляет собой только репродукцию снимаемого объекта, но не
оригинальную фотографическую картину.
Иное дело пейзаж, в который включены элементы архитектуры. Такой снимок отвечает требованиям пейзажной
съемки, а порой носит характер фотоэтюда, выполняется при выразительных и эффектных условиях освещения,
показывает сооружение в верхнем или нижнем ракурсе и пр. Иначе говоря, цель фотографа здесь - не столько
изображение архитектурного сооружения со всей точностью, с воспроизведением каждой детали, сколько передача
впечатления, производимого этим сооружением, вписанным в природную обстановку.
Разумеется, и на этих снимках и в любом этюдном и эффектном по
изобразительному решению кадре здание или другое архитектурное
сооружение рисуется в его реальных формах, искажение которых
случайным фотографическим приемом, конечно, недопустимо.

Сайт создан в системе uCoz