Беседы о фотомастерстве


Таким образом, колорит цветных снимков (разумеется, речь идет о подлинно художественных работах) в принципе означа-
ет то же, что и колористическое решение живописного полотна.
Тональное решение черно-белого снимка. В черно-белой фотографии также необходимы взаимосвязи, согласованность
тонов, но тонов ахроматических, черно-белых. Какой смысл приобретает здесь понятие "колорит"?
Термин "колорит" происходит от латинского color - "краска", "цвет". Но ведь ахроматическая гамма тоже хорошо известна
в живописи. Черный, белый, бесконечное разнообразие серых - это тоже цвета палитры художника. Так что не будет боль-
шой натяжкой, если мы будем говорить о своеобразном колорите черно-белого фотоизображения, охарактеризовав его как
взаимосвязь тональных элементов произведения, как тональный строй, используемый фотографом для правдивого и вырази-
тельного изображения действительности. В черно-белых снимках ахроматическая гамма тонов образует гармоничные,
стройные, слаженные изображения; богатство тонов и их переходов выражает сущность и красоту изображаемого.
Колорит в таком понимании существует в черно-белой фотографии и носит название тонального решения снимка. Парал-
лели с колоритом в живописи и в цветном фотоизображении здесь понадобились для того, чтобы мы полностью осознали
важность и художественное значение тонального построения снимка для выражения творческих замыслов фотографа. Имен-
но в этих целях мы говорим о снимке как о картине и о матовом стекле фотоаппарата как о картинной плоскости. Одним из
очень существенных недостатков слабых или просто ремесленных снимков обычно становится общая пестрота, тональная
несобранность рисунка. Мастера черно-белой фотографии, как правило, находят способы и приемы получения законченного
тонального решения, добиваются согласованности тонов. Так возникает общая светлая тональность кадра или рождается
снимок в низкой, темной тональности. В принципе это те же изобразительные задачи, которые ставит перед собой художник
или фотограф, работающий над цветным снимком, добиваясь колористического решения картины или фотопроизведения.
Изображение цвета в черно-белой фотографии. Тона черно-белого снимка образуются при съемке и воспроизведении
фотографическим путем всего богатства красок материального мира.
Известно, что в жизни все цвета имеют три основные характеристики. Первая из них цветовой тон, который определяется
доминирующей длиной волны. Вторая - насыщенность, или степень выражения цветового тона по отношению к спектраль-
ному, принятому за 100%. Третья - светлота, которая является синонимом яркости.
Эти разнообразные яркие и пастельные цвета при воспроизведении средствами черно-белой фотографии преобразуются в
гамму черных, серых и белых тонов, различающихся между собой только по светлоте. Таким образом, цвета на снимке теря-
ют две важнейшие характеристики - цветовой тон и насыщенность, но сохраняют третью - светлоту.
Тона различной светлоты, так же как и цвета в картине, не могут распределяться на картинной плоскости произвольно,
они требуют определенного согласования.

Сайт создан в системе uCoz