Беседы о фотомастерстве


Сумеречное освещение. Чтобы познакомиться с этим интересным световым эффек-
том, придется встать очень рано, пока солнце еще не поднялось над горизонтом. В это
время прямой солнечный свет на объекте отсутствует и освещенности образуются лишь за счет света, рассеянного земной
атмосферой. Мягкий рассеянный свет... Низкая, приглушенная гамма тонов...
Освещенности при сумеречном освещении очень невелики. Но зато небо становится достаточно ярким фоном для затем-
ненных наземных предметов. Так возникают силуэтные или полусилуэтные рисунки изображения, привлекающие
А вот и пример: фото 75 сделано в 5 ч утра в сентябре. В это время еще темно, но на востоке небо слегка светлеет. Назем-
ные предметы - краны - еще не освещены и темными силуэтами выступают на чуть более светлом фоне. Пленка "Фото-90"
позволяет получить это силуэтное изображение при выдержке 1/60 с (диафрагма 4). Экспозиция рассчитывается по осве-
щенным участкам неба.
И согласитесь, стоило подняться так рано! Период сумеречного освещения дает возможность получить низкую, темную
тональность снимка, лаконичное и стройное изображение. Тема "Заслуженный отдых" (автор Л. Фомичев) получает вырази-
тельное решение.
Но ведь сумеречное освещение бывает не только в ранние предутренние часы. Солнце уходит за горизонт после заката,
вечером, и по логике вещей картина освещения в это время должна совпадать с утренней, поскольку углы стояния солнца и
отражения его лучей в слоях атмосферы одни и те же.
По существу, так оно и есть. Утренние и вечерние сумерки в этом смысле мало отличаются одни от других. И все же их
световой рисунок неодинаков. Существенное влияние на него оказывает состояние атмосферы. Утром воздух чист и прозра-
чен, в ясную погоду чист и прозрачен небосвод. На снимке такое небо передается достаточно светлой тональностью. Воздух
в вечернее время больше задымлен и запылен, и силуэты наземных предметов тонут в полупрозрачной дымке. Вечерний за-
кат богат красками и часто сопровождается причудливым рисунком облаков, расцвеченных лучами солнца, уже скрывшегося
за горизонтом. Все эти обстоятельства вносят существенные изменения в световую картину, и красочный закат не повторяет
впечатлений нежного утреннего восхода. Так что если вы хотите оценить и использовать для съемок все разнообразие кра-
сок сумеречного освещения, вам придется встать очень рано утром и выйти, как говорят художники, на пленэр с первыми
лучами рассвета.
Эффектное освещение. Но вот солнце поднялось над горизонтом (или опустилось к горизонту). Его лучи коснулись назем-
ных предметов, расцветили их бликами и тенями. Причем, прежде всего, осветились вертикальные поверхности, а горизон-
тальные все еще находятся в тени, теперь уже подсвеченной несколько большим количеством рассеянного света неба. Воз-
никает отчетливый светотеневой рисунок, образуются броские световые эффекты.
Период эффектного освещения довольно короток. Солнце поднимается над горизонтом и опускается к нему довольно быс-
тро. И скоро эффектное утреннее освещение с длинными косыми тенями и легкой туманной дымкой уступает место обыч-
ному устойчивому по времени нормальному освещению.

Сайт создан в системе uCoz