Беседы о фотомастерстве


Относительно фото 88 а мы можем сказать, что расстояние от аппарата до верхней части башни почти такое же, как и до ее
основания. Это показывает элементарный расчет. Примем высоту башни равной 35 м, а высоту установки фотоаппарата - 1,5
м. По сторонам треугольников найдем величины их гипотенуз. Получим, что при съемке с 50 м. до верхней части башни 61 м,
до нижней - около 50 м. Но вы знаете, что и 50 м и 61 м для фотообъектива - это уже бесконечность, то есть расстояния прак-
тически однозначные. Следовательно, верх и низ башни изображаются на снимке в очень близких масштабах. Значит, линии,
соединяющие детали здания, идут почти вертикально, не имеют ощутимых сходов. Отсюда - и строгость линейного рисунка
снимка, который лучше всего передает характер архитектурного сооружения,
А как соотносятся расстояния до самой близкой и самой удаленной детали в снимке 88 в? Аппарат установлен в 8 м от баш-
ни на высоте около 1,5 м. Но теперь, чтобы взять в кадр верхнюю часть башни, приходится направлять объектив под значи-
тельным углом. Рассчитаем (по тангенсам образовавшихся углов) интересующие нас расстояния. Получается, что до верха
башни около 36 м, а до низа - около 16 м. Это уже совсем другие соотношения. Если 50: 61 - это почти 1:1 (для фотографичес-
кой съемки, конечно, - не для математического расчета), то 16:36- это 1:2 с лишним. Соответственно расстояниям мы получим
и разницу масштабов изображения верха и низа башни. Отсюда же - и сходы линий и их наклоны.
Перспектива зависит от расстояний. Да, расстояния многое определяют в перспективе фотоизображения, значительно
îÓÚÓ 88· îÓÚÓ 88‚ îÓÚÓ 88‡
больше, чем фокусные расстояния объективов. Смена объективов ничего не изменила в перспективе фото 89, а, б, в, снятых
последовательно объективами с фокусными расстояниями 135, 85 и 50 мм, потому что точка съемки оставалась неподвижной и
расстояние между фотоаппаратом и объектом съемки не изменялось. Каждый из этих объективов дал свой масштаб изображе-
ния, наиболее крупный в первом случае.
Но во столько же раз, во сколько изменился масштаб изображения первой фигуры, уменьшился и масштаб удаленной фигу-
ры. А их соотношение, определяющее перспективу фотоизображения, осталось величиной постоянной. Ведь во всех трех слу-
чаях съемки расстояния остались неизменными: до первого плана - 2м, до удаленной фигуры - 4,5 м, до стены здания - 6,5 м.
Поэтому одинаковы во всех трех кадрах и сходы линий на стене.
Но стоит только изменить точку съемки! А необходимость такого перемещения может быть вызвана следующим заданием -
нам нужно сохранить масштаб изображения первой фигуры при съемке тремя объективами: "Юпитер-11" с фокусным расстоя-
нием 135 мм, "Юпитер-9" с фокусным расстоянием 85 мм и "Индустар" с фокусным расстоянием 50 мм. И если в первом слу-
чае мы ведем съемку с расстояния 2,5 м (фото 90 а), то во втором - аппарат придется установить в 1,5 м от ближней фигуры
(фото 90 б), а в третьем на расстоянии 0,95 м (фото 90 в).

Сайт создан в системе uCoz