Беседы о фотомастерстве

Но и позже она далеко не сразу получила должное решение. Во-первых, как говорилось,
делу мешало несовершенство фотоматериалов, а во-вторых, не всегда правильно понимались художественные
задачи. Возможность передавать на снимке цвет настолько увлекала фотографов, что они вводили в кадр множество
различных, очень ярких и контрастирующих друг с другом цветов, чтобы продемонстрировать технические
возможности воспроизведения красочного мира.
Если снимался портрет на фоне яркой зелени, то костюм выбирался красный, а в руках у девушки мог оказаться
букет желтых цветов. При съемке павильонных портретов использовались кричащие цветные фоны и т.п. Цветные
снимки получались пестрыми, грубыми по цветовым сочетаниям, нехудожественными. Может быть, сегодня и не
следовало бы вспоминать ошибки столь отдаленных времен, если бы каждый начинающий фотограф на своем
личном опыте не проходил все эти этапы и не повторял тех же ошибок.
Позднее, когда первые увлечения цветом прошли, когда свет снова приобрел свое активное значение, стали
появляться работы, интересные и тонкие по цветовому решению, завершенные по колориту. Проблема колорита
цветного фотоизображения встала перед фотографами во всей ее значимости, наметились и основные пути ее
решения.
Напомним еще раз о содержании понятия «колорит». Им обозначается взаимосвязь всех цветов и оттенков в
картине, их согласованность, взаимообусловленность и взаимоподчинение. В произведении реалистического
искусства колорит используется для правдивой передачи действительного мира, мира человека, для раскрытия
содержания, замыслов художника.
Но что же такое согласование цветов в картине? В литературе по вопросам цветоведения вы можете встретиться не с
одной теорией, отыскивающей закономерности сопоставления цветов, их гармонию. Можно найти там и прямые
указания на то, что, например, зеленый цвет хорошо согласуется с активным красным, а синий и зеленый цвета
плохо увязываются между собой.
В этих теориях есть много интересного и полезного, но есть в них и некоторая опасность для художника, если бы он
целиком этим теориям доверился. Дело в том, что художник не может отыскивать сочетания цветов как таковых, в
отрыве от реальных предметов, с которыми цвета связаны в жизни. Занявшись таким поиском, вы вскоре убедились
бы, что одни и те же цвета в одних случаях дают красивые, гармоничные сочетания, в других производят
неприятное впечатление. Например, красные ягоды земляники совершенно естественно и очень живописно
сочетаются с яркой зеленью травы. Серьезной трудностью представляется сочетание этих же цветов в костюме
человека. И совсем невозможным кажется их сопоставление в покрасках интерьера. Очень важно знать, где именно
соседствуют синие и зеленые цвета, чтобы сказать, красиво это или некрасиво. Может быть, их действительно
трудно связать в фотографическом портрете, но в пейзаже зеленый луг и синее небо образуют чудесную гармонию.
И потом, ведь существует великое разнообразие оттенков цвета. Какой это был красный и какой именно зеленый
цвет соседствовал с ним? Как трактует эти цвета в своей картине художник? Усиливает каждый из них или смягчает
контрасты? Может быть, находит промежуточные, связующие тона? Или, возможно, гасит, приглушает всю
цветовую гамму, добиваясь определенного художественного эффекта?
Правде и живописности колорита побольше учитесь у жизни.

Сайт создан в системе uCoz