Беседы о фотомастерстве


Фото 82 сделано при контровом направлении солнечного света. Он четко об-
рисовал контуры фигур, но сами
фигуры обращены к аппарату нео-
свещенной стороной. Не освещены
также и трибуны, которые нахо-
дятся в тени в глубине кадра.
Уменьшилась яркость беговой до-
рожки, так как в лучах контрового
света на ней образовалось много
микротеней, отброшенных выпук-
лостями ее шероховатой поверхно-
сти. Так сложилась более темная
тональность фотографического
снимка.
Светлые тона объекта на фото 79
сохранились и были выявлены на
снимке специальным освещением.
При съемке работали два освети-
тельных прибора. Один из них, ус-
тановленный рядом с фотоаппара-
том, был направлен на лицо девушки. Свет, падающий от аппарата, дает равно-
мерное освещение, тени в этом случае совершенно отсутствуют, изображение
строится только на мягких тональных переходах. А раз нет теней, нет и темных
тонов. Эффект освещения позволяет правильно передать главные тона объекта,
являющиеся основой тонального рисунка, колорита фотоизображения.
Можно привести еще пример влияния характе-
ра освещения на тональность черно-белого сним-
ка. Фото 83 (Е. Шматриков "Натюрморт в свет-
лой тональности") и фото 84 (Е. Шматриков "На-
тюрморт в темной тональности") представляют
собой композиции, состоящие из одних и тех же
предметов. Почти одинаково и освещение этих
предметов. Один и тот же композиционный рису-
нок повторяется в обоих кадрах.
Изменились только тональность фона и харак-
тер его освещения. В первом случае был исполь-
зован совершенно белый фон, к тому же ярко ос-
вещенный. Белая поверхность, закрывающая все
поле кадра, обусловила общую светлую тональ-
ность натюрморта. Полупрозрачная ваза проеци-
руется на белый фон и от этого становится свет-
лее.
Во втором случае в качестве фона был исполь-
зован более темный материал и применено другое освещение. Фон освещен неравномерно, видны два отчетливых световых
пятна, за пределами которых яркости резко снижаются, образуя темную тональность. Экспозиция рассчитывалась по светам,
а потому контрастирующие с ними темные участки фона (они занимают в кадре большие площади) оказались на снимке со-
вершенно недеталированными. Полупрозрачная ваза теперь проецируется на темный фон и потому приобретает темную то-
нальность.
Объективы, светофильтры и оптические насадки. Характер тонального рисунка снимка в известной степени зависит от
использованных при съемке оптических систем. Объективы имеют различную коррекцию и позволяют получать снимки то с
очень четким, то с более мягким оптическим рисунком изображения. Можно сказать, что изменение оптического рисунка -
это как бы изменение характера живописного мазка в картине. Четкие или растушеванные контуры, резкие переходы или
мягкие переливы тона, пластический или графический рисунок изображения активно входят в общее тональное решение
снимка. Это ясно видно на фото 79 и 80.
В раннюю пору развития фотографии многие увлекались мягкими, размытыми изображениями, сделанными некоррегиро-
ванными объективами.

Сайт создан в системе uCoz