Беседы о фотомастерстве

Экс-
позиция для наземных предметов недостаточна, но это и неважно, главное -
правильно проэкспонировать небо. Тяжелая туча закрыла солнце и небо, на
землю опустилась темнота. Ей соответствует общая низкая тональность снимка.
Однако на закате можно найти и такие моменты, когда наземные предметы получают достаточную подсветку и хорошо про-
рабатываются на снимке.
Подсветка наземных предметов чаще всего очень важна, потому что далеко не всегда композиция снимка, сделанного на за-
кате солнца, строится на такой низкой линии горизонта, как фото 103. В кадре могут находиться многие необходимые для ре-
шения темы предметы, в ряде случаев они становятся центром картины.
Поставленная задача вполне разрешима. Вспомните, какие разнообразные возможности световых и тональных рисунков не-
сет с собой период эффектного освещения на натуре. Фотографу следует
дождаться такого времени, когда сложится удачный баланс освещения назем-
ных предметов и облаков на небе.
Фото 104 снято в 18 ч 30 мин, в сентябре. Экспозиция рассчитана по небу.
Но наземные предметы еще достаточно хорошо освещены, поскольку солнце
находится над горизонтом. Яркости наземных предметов и неба, закрытого
облаками, по величине близки, и общая для них экспозиция дает на снимке
хорошую проработку деталей во всех частях изображения. И само солнце
воспроизведено без ореолов, поскольку его яркость сильно ослаблена воз-
душным слоем, облаками и дымкой. Технические условия этой съемки: объ-
ектив "Таир-3" с фокусным расстоянием 300 мм; пленка "Фото-65"; диафраг-
ма 5,6; выдержка 1,5 с. Светофильтр не применялся.
Съемка со светофильтрами. Изобразить небо на снимке при современном
состоянии фотографической техники большой сложности не представляет.
Но речь идет не о любом изображении пейзажа и других объектов съемки.
Необходимо найти способы и приемы, помогающие фотографу получить художественное, живописное фотоизображение.
В этом смысле немало возможностей дают светофильтры, позволяющие менять на снимке тональность неба и степень чет-
кости рисунка облаков. С помощью светофильтров мы можем трансформировать тональный рисунок и сделать его таким, ка-
ким хотим видеть в фотокартине.
Принцип работы светофильтров основан на избирательном пропускании лучей света различной цветности. Светофильтр од-
ни лучи пропускает беспрепятственно, другие частично задерживает, ослабляя их действие на светочувствительный слой,
третьи - задерживает полностью. Степень ослабления световых лучей зависит как от цветности этих лучей, так и от самого
светофильтра
Применение желтых, оранжевых, красных светофильтров позволяет разделить тональность неба и облаков. Светофильтр за-
держивает синие лучи, и небо на снимке темнеет, а на тональность облаков (если они белые) не влияет - они по-прежнему ос-
таются яркими. Так изменяется контраст изображения, и весь рисунок становится более отчетливым. Его четкость и общее
притемнение тональности снимка возрастают с увеличением плотности светофильтра.
îÓÚÓ 103
îÓÚÓ 104
îÓÚÓ 102
Эти перемены, внесенные светофильтром в тональность снимка, отчетливо видны на фото 105 а, б, в, снятых последова-
тельно - без светофильтра и со светофильтрами ЖС-17 и ОС-12.

Сайт создан в системе uCoz