Беседы о фотомастерстве

Следовательно,
главная творческая задача состоит в поиске именно такого момента в развитии действия, в наблюдении за
происходящим, в оценке с этой точки зрения живой смены фаз движения объектов. Изобразительное решение
снимка в этом случае будет особым; композиция - свободной, разомкнутой: каждый кадр будет восприниматься как
фрагмент, выделенный из большого пространства. Фрагмент, однако, должен сохранить связи с целым и дать полное
о нем представление.
Работая над станковым портретом в павильоне, фотограф не всегда полагается только на выбор момента съемки.
Нередко он подсказывает человеку, которого снимает, какую позу лучше принять, в каком направлении смотреть,
как держать руки и пр. Стремясь создать энергичный акцент на лице, глазах, фигуре, он часто использует
классическую композицию, линии которой замыкаются в пределах поля кадра.
Оценивая репортажный и портретный снимок мы, естественно, будем исходить из возможностей и особенностей
раздела фотографии, к которому относится рассматриваемая работа.
О жанрах фотоискусства. В искусстве советской фотографии, прочно стоящем на позициях социалистического
реализма (хм-хм..., но из книги слов не выкинешь - прим. webmaster'а), мы также встретимся с большим
разнообразием фотопроизведений. По причинам, названным выше, нужно хорошо представлять специфику того или
другого снимка, связанную с определенным жанром фотоискусства и особенностями жанровых структур.
Под жанром понимается группа произведений (в данном случае - фотоснимков), родственных по тематике и
отражаемым сторонам действительности. Важным признаком жанра является отношение художника к
изображаемому материалу. Снимкам, входящим в один из жанров, присущи общие характерные черты
изобразительной формы и однородная методика создания фотопроизведения.
Жанр - категория историческая, общность признаков складывается на протяжении всей истории развития искусства.
В искусстве фотографии жанры исторически возникли на самых разных этапах его развития. Причина появления
снимков определенного типа в творчестве многих мастеров - поначалу, может быть, и чисто интуитивное, но позже
осознанное стремление возможно глубже исследовать одну из сторон жизни.
Так, первые русские фотографы-художники устремили свое внимание и творчество к жизни и быту простых людей
России. Связанные с прогрессивной общественностью, с творчеством художников-передвижников, верные
реалистическим традициям, они создали проникновенные и высокохудожественные снимки, насыщенные большой
социальной правдой, полные сочувствия к тяжелым судьбам простых людей царской России. Так родилась русская
жанровая фотография, пионерами которой и стали В. Каррик, А. Карелин, С. Лобовиков.
В ту пору фотографы-художники многому учились у живописи, и в частности заимствовали ряд ее жанровых
моделей. Возникли традиционные жанры - аналоги жанровых структур живописи: портрет, пейзаж, натюрморт,
жанровая фотография. Это не было формальным перенесением образцов и терминологии из одного искусства в
другое.

Сайт создан в системе uCoz