Беседы о фотомастерстве

Пластика объемной формы предметов при этом почти полностью
теряется.
При освещении зеркальных фактур прежде всего следует избегать применения резко
направленного света. Лучше использовать свет мягкий, рассеянный, что дает возможность
несколько смягчить яркость образующихся бликов. Но даже и этот рассеянный свет не
дает еще нужного высветления зеркальной поверхности. Здесь необходима особая схема
расстановки осветительных приборов.
Зеркальная поверхность отражает в себе окружающие ее предметы. Если
осветительные приборы направить именно на эти предметы, начинает высветляться и
отражающее их зеркало, и тогда на снимке зеркальные поверхности приобретают
свойственную им светлоту, дающую верное представление о характере зеркальной фактуры.
Было бы неправильным стремиться полностью убрать на полированных предметах и их
изображениях блики. Так мы ликвидировали бы существенные признаки этих фактур. Мешают
часто не сами блики, а лишь повышенная их яркость, когда плотности негатива в этих
частях изображения становятся слишком высокими и не дают возможности пропечатать их
на снимке.
До сих пор мы говорили о специальной отработке светом фактур с целью их наиболее
полного выражения и воспроизведения на снимке. Однако в практике фотографа могут
встретиться случаи, когда необходимо в какой-то степени сгладить, скрыть фактуру.
Такие задачи могут возникнуть, например, при съемке портрета, где излишне
подчеркнутая фактура лица, строение кожи с ее морщинками и другими возможными
дефектами порой приводят к общей натуралистичности портрета, лишают его подлинного
сходства с изображаемым человеком, вредят общей живописности снимка.
Для тонкой отработки фактуры лица и выразительной, но ненавязчивой передачи ее
на снимке необходимо найти правильное соотношение направленного и рассеянного света.
Косые пучки направленного света подчеркивают и выявляют структуру поверхности, в
данном случае - кожи лица. Но вместе с тем в портрете они создают рисунок светотени,
необходимый для лепки объемно-пластической формы лица. Поэтому мы не всегда можем
отказаться от направленного света, но зато имеем возможность сгладить возникающие
контрасты рассеянным светом, направленным на человека от фотоаппарата. Чем больше
будет этого рассеянного света, тем меньшим будет контраст светотени, в том числе и
контраст микротеней и микросветов, обрисовывающих фактуру. Это-то и обеспечивает
сглаживание неровностей, менее активный рисунок рельефа и фактуры.
Работа над фактурой стекла. Стекло, фарфор, фаянс - материалы, часто
встречающиеся в фотографическом натюрморте. На снимках они получаются живописными по
тонам, по контрасту бликов, если, конечно, стекло снято фотографом хорошо. Что
следует конкретно сделать, чтобы получить живописное изображение этих фактур?
Приступая к съемке, необходимо ясно представить себе основные признаки фактуры
предметов и постараться выявить характерные особенности материалов с помощью
освещения и других приемов съемки. Фарфор ... Каковы основные признаки этого
материала? По-видимому, отражение света, блики, образующиеся на гранях и изгибах,
блеск глянцевых поверхностей.

Сайт создан в системе uCoz