Беседы о фотомастерстве


А теперь сравните фото 41 д с натюрмортом, с которого началась наша работа (см. фото 41 а). Сравнение показывает, что труд
был потрачен не зря. Четкая, слаженная, строго уравновешенная композиция сменила пестрое, неорганизованное фотоизображе-
ние.
Могут быть найдены и другие пути решения поставленной задачи. Если снятый в учебных целях натюрморт окажется перегру-
женным материалом, следует попробовать освободить изображение от лишних предметов (это, конечно, можно сделать только в
процессе съемки, после проявления первого пробного негатива). Их слишком много на фото 42 а, много и на фото 42 б. Снимок 42
в более лаконичен, но появилась ненужная симметрия, приводящая к упрощенному рисунку кадра. О недостатках такой компози-
ции уже говорилось выше.
И вот снова в центре кадра один предмет, с которого начнется компоновка снимка (фото 42 г). Форма ветки и ее наклон подска-
зывают, в какой части картинной плоскости следует установить вазу: ветка обрамляет кадр и как бы замыкает композицию слева,
следовательно, место вазы - в левой части снимка (фото 42 д).
Установим фотоаппарат несколько ниже, чтобы в кадре была видна не плоскость стола, а лишь торец его доски. Вот теперь на
снимке освободилось место для второго предмета, который может быть введен в правую часть кадра. С его появлением компози-
ция снимка становится уравновешенной (фото 42 е).
Но необходима еще доработка тональности фона и всего натюрморта. Тональность фотоизображения во многом зависит от осве-
щения, поэтому следует уточнить схему света. Прежде всего сделаем более активным задне-боковой свет справа. С помощью этого
светового потока очерчивается контурная форма вазы и ветки, прорабатывается дым от папиросы. Уменьшим количество общего
рассеянного света, падающего на фон, и количество света, заполняющего теневые стороны предметов (передне-боковой свет сле-
ва). Дополним световой рисунок мягким пятном на фоне.
В результате этих уточнений получилось световое решение фото 42 ж. Для завершения композиции снимка имеет значение каж-
дая деталь. И в окончательном варианте ветку в вазе заменим другой, более лаконичной по рисунку. Пепельница оказалась слиш-
ком тяжелой и по форме и по тону. Поэтому ее тоже заменим. Снимок кадрируется еще плотнее. А фотоаппарат опять установим
на более высокую точку, и это будет правильным: на фото 42 е линия стола слишком энергично прочерчивала кадр.
îÓÚÓ 41„
îÓÚÓ 42a îÓÚÓ 42· îÓÚÓ 42‚
îÓÚÓ 42„ îÓÚÓ 42‰ îÓÚÓ 42Â
îÓÚÓ 41‰
Пока мы двигались вокруг натюрморта, дым размывался в подвижном воздухе. Теперь нужно подождать, дать воздуху успоко-
иться, тогда легче будет зафиксировать струйку дыма от папиросы.
На фото 42 ж наконец можно, кажется, остановиться. И снова проведите сравнение фо-
то 42 а с последним вариантом композиции. Протокольно точная копия натуры постепен-
но доведена до строгого по композиции и живописного по светотональному рисунку на-
тюрморта.

Сайт создан в системе uCoz