Беседы о фотомастерстве

Прорезая плоскость снимка,
они дают перспективный рисунок интерьера, изображение становится пространственным. Линии, направленные к центру картины,
как бы ведут за собой глаз зрителя к центральной части композиции, вследствие чего здесь возникает акцент. Он усиливается яр-
ким светлым тоном глубины кадра. Этот акцент имеет не столько смысловое, сколько изобразительное значение. Но если бы при
съемке развертывалось какое-нибудь действие, то нажать кнопку затвора следовало бы в тот момент, когда центральная, кульмина-
ционная точка события совместилась с этой частью кадра, акцентированной линейным рисунком и светом.
Фронтальная композиция. Фото 37, сделанное с центральной точки, получилось глубинным, пространственным, так как ход
линий в кадре обусловил его перспективный рисунок, основные композиционные линии были направлены от переднего плана в
глубину. Но при съемке с центральной точки может образоваться и совершенно иной линейный строй. Эта точка съемки может
быть выбрана так, что основные линии окажутся направленными параллельно границам кадра. Тогда образуется фронтальная ком-
позиция, использованная на фото 44 а (Е. Шматриков "Одни во всем мире").
При фронтальной композиции зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивающих объемные предметы, находящиеся в
центре кадра. При этом главные оси элементов картины - фигур, предметов, сооружений, расположенных в поле зрения объектива,
- совпадают с осью всей фотографической картины. Такое расположение
и проекция отдельных элементов изображения приводят к потере глуби-
ны, к ослабленной передаче объемов. Снимок приобретает плоскостное
решение, поскольку глубинная координата здесь отсутствует: в кадре нет
линий, направленных к центральной или боковым точкам схода.
Обычно при фронтальной композиции возникает общая статичность
изображения, появляются спокойствие и строгость в трактовке материала.
Очевидно, при таких ее особенностях фронтальная композиция не может быть использована для работы над темой, связанной с пе-
редачей движения, и редко применяется при съемке динамичных сюжетов. Фронтальная композиция чаще всего используется при
съемке архитектурных сооружений, рассчитанных на обозрение именно с центральной точки, или объектов с симметрично распо-
ложенными частями, где особенности этой композиции способствуют воспроизведению характерных черт объекта съемки.
Асимметрия. Строгость симметричных композиций, классическая соразмеренность их частей, линейная завершенность подчас
оборачиваются в фотографии излишней сухостью и статичностью рисунка. В фотоискусстве, прямо и непосредственно связанном
с событиями и явлениями жизни, часто возникают совершенно иные решения - свободные, разомкнутые композиции, оставляю-
щие у зрителя впечатление, что действие развивается не только в кадре, но и за его границами, в пространстве и во времени. Мож-
но даже сказать, что именно такие построения, делающие снимок живым и динамичным, более органичны для фотографии, проч-
нее связаны с ее спецификой.

Сайт создан в системе uCoz