Беседы о фотомастерстве

И, тем не менее, этот короткий период (угол стояния солнца не вы-
ше 15 град.) следует как можно шире использовать для фотосъемки, так как рисунок светотени в это время постоянно меня-
îÓÚÓ 73
îÓÚÓ 74
ется, меняется и световой баланс соотношения и контрасты светотени, что дает воз-
можность получить самые разнообразные и очень выразительные по свету фотогра-
фические картины.
Контрасты светотени в период эффектного освещения относительно невысоки.
Путь солнечных лучей в атмосфере достаточно длинен, и, следовательно, количест-
во рассеянного атмосферой света велико. Тени получают хорошую подсветку. В то
же время и прямые лучи солнца значительно ослабляются атмосферой. Кроме того,
утром и вечером над землей часто поднимается легкая туманная дымка, тоже смяг-
чающая контрасты и входящая сама по себе выразительным компонентом в фотогра-
фическую картину.
Пример съемки в период эффектного освещения - фото 47.
Нормальное освещение. Нормальным мы называем освещение, чаще всего исполь-
зуемое в процессе съемок. Когда солнце поднялось над горизонтом до 15 градусов,
световая картина приобретает достаточно устойчивые характеристики и в течение
долгого времени принципиальным изменениям не подвергается, вплоть до высоты
стояния солнца 60 градусов.
В течение всего этого времени на объекте имеется выразительная светотень, в до-
статочной мере смягченная рассеянным светом неба. Тени постепенно становятся
более короткими, но светотеневой рисунок остается живописным и выразительным,
хорошо очерчивает объемы, выявляет фактуры и пространственные положения
предметов и фигур.
Пример съемки в период нормального освещения - фото 45, 71.
Зенит. Мы неоднократно убеждались, что при положении солнца в зените вести съемку сложно. Прямой солнечный свет
падает в это время на объект съемки почти вертикально, тени очень коротки, а их контрасты высоки.
Контрасты светотени при зенитном освещении возрастают в связи с тем, что путь солнечных лучей в атмосфере в это вре-
мя относительно короток. В результате прямой солнечный свет мало ослабляется при прохождении воздушного слоя и со-
здает на освещаемых поверхностях чрезвычайно высокие яркости. В то же время и количество рассеянного света снижает-
ся, поскольку на своем коротком пути в атмосфере световые лучи меньше подвергаются рассеянию.
Резко меняется баланс освещения вертикальных и горизонтальных поверхностей объекта. Первые из них освещены значи-
тельно меньше, чем вторые. И снова возникают контрасты светового рисунка. Само небо тоже приобретает повышенную яр-
кость, и из-за белесоватого тона ее не удается снизить даже с помощью светофильтров. Словом, при съемке в этот период
времени трудно ожидать живописных снимков, и, если возможно, съемку лучше отложить.
Итак, характер освещения на натуре зависит, прежде всего, от двух важных обстоятельств - высоты стояния солнца над
горизонтом и направления падения световых лучей на объект. Позже мы еще поговорим о состоянии атмосферы, воздушных
дымках, характере рисунка облаков на небе и других факторах, влияющих на световой рисунок.

Сайт создан в системе uCoz