Беседы о фотомастерстве

Но есть у такой композиции еще одна интересная особен-
ность: благодаря ярко выраженному сходу линий рисунок приобретает подчеркнутую направленность и вследствие этого дина
мичность. Не случайно, что диагональные построения часто используются при съемке динамичных сюжетов и широко приме-
няются в спортивной фотографии.
Нормальные, верхние и нижние точки съемки. Нормальными по высоте принято считать такие точки съемки, которые на-
ходятся на уровне глаз человека. С такой высоты мы чаще всего рассматриваем окружающие нас предметы, и потому перспек-
тивы фотоизображений, полученных при съемке с нормальных точек, привычны для глаза. На этих изображениях предметы и
пространства рисуются такими же, какими мы привыкли их видеть в жизни. С нормальной точки велась съемка фото 55, 71 и
многих других.
Нет ничего необычного и в перспективных рисунках, сделанных с верхних или нижних точек, но с больших расстояний. На-
пример, нет резких перспективных сходов на снимке, сделанном с самолета. Точка очень высокая, но в то же время и очень да
лекая. Расстояния до ближних и дальних деталей объекта практически одинаковы, а масштабы их изображений на снимке рав-
ны. Рельсовые пути, или берега реки, или обочины дорог на таком снимке остаются параллельными. Относительно далекая
нижняя точка на фото 92 или подобные верхние точки тоже обусловливают довольно привычный линейный рисунок. Но хотя
отдаленные верхние или нижние точки не вносят существенных перемен в перспективный рисунок кадра, они придают изоб-
ражению своеобразный характер, подчеркивают и выявляют особенности объекта съемки, и такие снимки производят на зри-
теля своеобразное впечатление.
îÓÚÓ 92
îÓÚÓ 93
îÓÚÓ 94
Например, при съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление переднего и дальнего планов по высоте: даже невысо-
кие предметы, находящиеся на переднем плане, часто проецируются на фон неба или оказываются на одной высоте с большими соору-
жениями дальнего плана.
На зрителя такое изображение производит особое впечатление: ему кажется, что предметы переднего плана стали высокими, мас-
штабными, если даже на самом деле они такими не были. Эти-то выразительные возможности нижних точек и помогают фотографу
подчеркнуть высоту прыжка спортсмена, спроецировать на фон неба фигуры и предметы, составляющие сюжетный центр картины, и
тем оттенить, выделить их, а в отдельных случаях сообщить изображению эмоциональную приподнятость.
При верхней точке съемки предметы переднего плана проецируются на фон земли. И опять зритель по-особому воспринимает такое
изображение: ему кажется, что предметы переднего плана потеряли свою высоту, принижены. И эта эмоциональная окраска перспек-
тивного рисунка может дать действенный результат, когда тема снимка требует именно такой изобразительной трактовки материала.
Верхние точки, кроме того, способствуют выразительному показу широких пространств, четкому выявлению расположения фигур и
предметов в пространстве.

Сайт создан в системе uCoz