Беседы о фотомастерстве


Темный фон мог возникнуть в кадре как его органичный компонент при активном
светотеневом рисунке на лице, когда теневые участки занимают значительные площади и
передаются темными тонами. Тогда можно было добиться единого решения снимка в
темной тональности. Примерно такое решение и получено на фото 155,з. Но уже
отмечалось, что эти достоинства снимка - чисто формальные.
Значительно более точным по тональному рисунку получился другой вариант портрета -
фото 156,б. В нем правильно установлено соотношение тональности основного объекта
изображения и фона. Яркий белый фон хорошо сочетается с нежными светлыми тонами
женского портрета. Фон освещен намного ярче лица. При замере яркости фона
экспонометр показал четвертый канал черной шкалы.
На фото 156,в лицо и фон имеют очень близкие яркости,
показания экспонометра одинаковы - шестой канал красной шкалы. Но легкий световой
контур, образовавшийся от действия контрового света на волосах и фигуре, достаточно
отчетливо отделяет фигуру от фона. Источник света, освещающий лицо, направлен спереди
точно по центру. Тонкий теневой контур заметен на тех участках, где нет бликов
контрового света. Теневой контур также обрисовывает фигуру, отделяет ее от фона.
На фото 157,а главный объект изображения передан сочетаниями нескольких тонов:
светлый тон лица, более темные тона волос и костюма (здесь тон очень темный). В этом
случае фигура отчетливо выделялась бы на любом фоне, светлом, среднем или темном по
тону. Но мало отделить объект от фона, требуется еще согласовать их тона. Как это
сделать? Как найти единое тональное решение такого портрета? Автор снимка решает
вопрос правильно: фон он подбирает не однотонный, а с определенным рисунком, тона
которого хорошо сочетаются с объектом. Фон в этом случае менее контрастен, чем главный объект изображения, и
дается в нерезкости. Фон и следовало решать именно в таком ключе, иначе акцент с главного сместился бы на
второстепенные детали портретной композиции.
Фото 157,б - другой вариант сочетания тонов главного и второстепенного в кадре. На лицо и волосы направлен
яркий контровой свет, образуются энергичные блики, возникают акценты в виде ярких белых тонов. Тональный
рисунок кадра становится более нарядным. Фон хорошо связан с основным объектом, и там и здесь есть близкие по
светлоте перекликающиеся тона. А так как одновременно увеличивается крупность
плана, то особо акцентируется лицо. Такая крупность плана очень распространена в
жанре фотопортрета.
В рассмотренных портретных снимках подлинно художественный результат еще не
достигнут. Чертами художественности отмечены лишь портреты, приведенные в начале
раздела (см. фото 153 и 154). Но мы разобрали многие учебные примеры, чтобы
наметить пути к получению художественного портрета. Теперь мы знаем, что к нему
ведет долгий путь непрестанных поисков и совершенствования мастерства.
Четко обозначился и круг вопросов, которые не должал выпасть из поля зрения
начинающего фотографа-портретиста. Вдумчивая работа, связанная с наблюдением за
выражением лица, движением, жестом снимаемого человека.

Сайт создан в системе uCoz