Беседы о фотомастерстве

Разумеется, он претерпел
немалые изменения, стал более живым, динамичным, приобрел более
свободные изобразительные формы, разработанные в современной
фотографии. Многое стало возможным в связи с развитием техники:
фотопортретист вооружен теперь новой светосильной оптикой,
высокосветочувствительными черно-белыми и цветными материалами,
электронно-импульсными осветителями и пр.
Но, может быть, еще большую, чем техника, услугу павильонному портрету оказало развитие репортажного
направления фотографии. Это оно дало образцы наполненных жизнью, динамичных снимков, в том числе и
портретных. Ведь жанры развиваются не изолированно друг от друга, а, совершенствуясь, взаимообогащаются,
влияя один на другой своими новыми находками и достижениями.
Когда-то в фотографии зародилась еще одна своеобразная форма портрета, взявшая много от журналистской
практики тридцатых годов, но еще не ставшая репортажным портретом в современном понимании. Такой портрет
снимался в реальной обстановке, в его композицию включались предметы и детали интерьера, он наполнялся
атмосферой события. Но снимаемый человек от реального действия, как правило, отключался. Среда, окружение
становились фоном, человек же снимался по методике, чем-то напоминавшей работы над студийным портретом. По
отношению к месту действия это был репортаж, по отношению к снимаемому человеку - работа в привычных для
портретиста того времени формах. Это была некая переходная структура, уход от студийного портрета и
направление на портрет репортажный, который лишь позже определился как самостоятельный вид
фотографического портрета.
Фотографы по достоинству оценили возможности этого вида портретного творчества и модифицировали свои
средства и приемы, чтобы такой портрет вошел в современную фотографию. Изобразительный строй здесь помогает
более полно охарактеризовать героя, рассказать о его профессии, о привычной обстановке его жизни, труда,
творчества. Процесс съемки здесь обнажен, поза, жест, действия снимаемого человека подготовлены специально. Но
действие, построенное для съемки, и не выдается за реально происходящий процесс. Действие нередко развернуто
на фотоаппарат, взгляд человека направлен непосредственно в объектив, хотя это, конечно, не обязательно. И как ни
парадоксально, такие портреты очень правдивы, лишены какой бы то ни было мистификации. Они не выдаются за
репортажные, моментальные, сделанные непосредственно в ходе события и действия человека. Но мы находим здесь
психологические аспекты, связь со временем, портрету свойствен известный историзм.
И, наконец, форма самая современная - портрет чисто репортажный, дающий возможность не только изобразить
человека в действии, движении, но и передать атмосферу события, в рамках которого возникает этот особый взгляд
на событийный материал, портрет, снятый в реальной обстановке, крупный план героя события или другого
действующего лица. Такой портрет - форма чрезвычайно емкая: сохраняя всю психологическую глубину
портретного жанра, он еще и насыщается действенностью фоторепортажа; повествуя о нашем современнике, он
рассказывает и о его славных делах.

Сайт создан в системе uCoz