Беседы о фотомастерстве

В таких случаях ясна элемен-
тарная задача, которую поставил перед собой фотограф: он стремится к тому, чтобы
фигура была хорошо видна зрителю. Решения этой простейшей задачи фотограф, ко-
нечно, добивается, но ведь одного этого мало. Снимок становится настолько прими-
тивным, что даже четкая акцентировка фигуры не придает ему никакой ценности.
Центральное по композиции фото 45 ничего общего не имеет с упрощенным линей-
ным рисунком, о котором только что шла речь, его структура значительно сложнее и
богаче. Центральная группа здесь - лишь основа и начало разработанной и развитой
композиции. Сама группа асимметрична, многолинейна, дополнена второстепенными
элементами. От центральной группы внимание зрителя направляется ко второму сю-
жетно важному элементу - вертолету. Образуется глубинная координата снимка - от
переднего плана взгляд скользит к частям картины, находящимся в отдалении. Кроме группы людей в снимке много интересных
деталей и подробностей, характеризующих обстановку действия, - вертолет, склоны холмов в глубине, снег, дымка морозного воз-
духа. Гамму тонов обогащает воздушная перспектива.
Устойчивость центральной композиции ограничивает ее применение при съемке сюжетов, связанных с движением. Быстродви-
жущийся объект, зафиксированный в центре кадра, как бы теряет свой динамизм, движение тормозится, а то и останавливается.
Например, на фото 38 изображена динамичная сцена - острый момент спортивной игры. Автор сумел запечатлеть характерную фа-
зу развивающегося движения, рисунок бегущих людей и срез фигуры первого плана подчеркивают быстроту, порывистость. Но вот
композиционным приемом это движение не поддержано. Три фигуры игроков образовали устойчивую центральную группу. Воз-
никло равновесие, еще усиленное почти симметричным расположением двух игроков в глубине. А более органичной для этого сю-
жета была бы композиция неуравновешенная. Но о ней речь пойдет дальше.
Принцип равновесия и свет. Равновесие в кадре может быть достигнуто не только при сопоставлении двух предметов, находя-
щихся в разных частях картины, но и введением в общую композицию элементов освещения - активного светотеневого рисунка,
светового пятна, блика и пр. Наравне с фигурами и предметами элементы освещения участвуют в заполнении картинной плоско-
сти.
Например, на фото 46 (Л. Фомичев "Снежная зима") деревья, занимающие верхнюю часть кадра, сопоставляются с активной све-
тотенью в нижней его части. Эта светотень образовалась на снегу от действия бокового солнечного света, ее рисунок завершает
композицию и приводит составные части картины в равновесие. Представьте себе этот же снимок, сделанный при переднем осве-
щении. При таком направлении основного светового потока светотеневой рисунок
будет отсутствовать, а снежная поверхность получит одинаковую освещенность по
всей площади. С исчезновением на переднем плане живописного рисунка светоте-
ни композиционный строй снимка разрушается, его верхняя часть оказывается
слишком тяжелой, нижняя - незаполненной.

Сайт создан в системе uCoz